Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гольман О.А. на постановление судьи Солнцевского районного суда г.Москвы от 12 июля 2019 года, которым ИП Гольман О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного приостановления деятельности предприятия общественного питания ИП Гольман О.А. по адресу**** на срок 40 суток, в который включен срок временного приостановления деятельности с 16.04 час. 04 июля 2019 года, установил:
04 июля 2019 года заместителем начальника Сколковского ТОУ Роспотребнадзора по г.Москве в отношении ИП Гольман О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ.
Протоколом от 04 июля 2019 года одновременно прекращена деятельность предприятия общественного питания ИП Гольман О.А. по адресу: г****.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности, в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, направлен в Солнцевский районный суд г.Москвы, судьей которого 12 июля 2019 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд Гольман О.А. обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, назначенное наказание в виде административного штрафа является чрезмерно суровым, назначенным без учета наличия на иждивении заявителя троих несовершеннолетних детей, в связи с чем она не в состоянии его оплатить.
В судебное заседание ИП Гольман О.А, будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась, явку защитника не обеспечила, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы приведенной выше жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ст.6.6 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст.ст.8, 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст. 17 от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Статьей 24 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08 ноября 2001 года N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Пунктами 3.3, 3.5, 3.7, 5.12, 5.15, 5.16, 6.3, 6.4, 6.5, 6.19 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" определено, что количество воды, используемой организацией, должно полностью обеспечивать ее потребности, нормы расхода воды должны соответствовать таблицам 1 и 2 ; при отсутствии горячей или холодной воды организация приостанавливает свою работу; отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений, при их отсутствии, в систему локальных очистных сооружений канализации должно отвечать требованиям соответствующих санитарных правил. Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации. Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков. Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к пищевому объекту. Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений вне зависимости от числа санитарно-технических устройств имеют устройства для прочистки труб. На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются "дыхательные" стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования; не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция.
При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений; в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя; в организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска; при работе технологического оборудования исключается возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Для измельчения сырых и прошедших тепловую обработку пищевых продуктов, а также для сырых полуфабрикатов и кулинарных полуфабрикатов высокой степени готовности должно быть предусмотрено и использоваться раздельное технологическое оборудование, а в универсальных машинах - сменные механизмы; санитарная обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по окончании работы. Производственные столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих средств, промываются горячей водой при температуре 40 - 50 град. C и насухо вытираются сухой чистой тканью; в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия. Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом.
Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен хранится раздельно; щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. C добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте. Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений, а также губчатый материал, качественная обработка которого невозможна, не используются.
На основании пунктов 7.1, 7.7, 7.11, 12.1 СанПиН 2.3.6.1079-01, в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт ; поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре; продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.); в организациях не допускается наличие насекомых (вредные членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.). Для борьбы с насекомыми и грызунами используются современные и эффективные средства, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Не рекомендуется применять для борьбы с мухами средства типа липких лент и поверхностей.
Согласно пунктам 13.3, 13.4, 14.1, 14.2, 14.3 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации; работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены: оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной; перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос; работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения; при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом; при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения; сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника; при изготовлении блюд, кулинарных изделий и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками; не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте). Для дополнительной обработки рук возможно применение кожных антисептиков; во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", зарегистрированными в Минюсте России 30 октября 2001 года, регистрационный N 3000; лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в организациях общественного питания и торговли пищевыми продуктами; порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливается организацией по согласованию с органами и учреждениями госсанэпидслужбы. Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего производственного продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. В период проведения массовых общественных мероприятий организациям общественного питания, участвующим в организации питания, рекомендуется обеспечить дополнительный контроль за качеством и безопасностью приготовленных блюд. Для контроля приготовленных блюд отбираются суточные пробы. Суточную пробу от приготовленного блюда отбирают стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками. Порционные блюда отбираются в полном объеме, при этом салаты, первые и третьи блюда, гарниры - не менее 100 гр.
Отобранные суточные пробы сохраняют не менее 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте холодильника при температуре +2 - +6 °C.
Кроме того, на основании пункта 15.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" руководитель организации обеспечивает наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного и лабораторного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года; выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; наличие санитарного журнала установленной формы; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.); условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия; наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и
дератизации; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
Санитарные правила распространяются, в том числе, на действующие организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, обязательными для исполнения всеми индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения на основании распоряжения заместителя начальника Управления Роспотребнадзора по г..Москве N **** от 26 июня 2019 года выездной внеплановой проверки деятельности предприятия общественного питания ИП Гольман О.А. по адресу: ****, работниками **** ТОУ Роспотребнадзора по г..Москве совместно со специалистами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г..Москве" на транспорте во Внуково с применением фотофиксации в 14.00 час. 04 июля 2019 года выявлено, что ИП Гольман О.А, оказывающая услуги общественного питания, в нарушение требований ст.11, ч.1 ст.17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 3.3, 3.5, 3.7, 5.12, 5.15, 5.16, 6.3, 6.4, 6.5, 6.19, 7.1, 7.7, 7.11, 12.1, 13.3, 13.4, 14.1, 14.2, 14.3, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года, на предприятии общественного питания не проводит десинсекцию и дератизацию производственных помещений, тогда как обнаружено множественное количество живых особей тараканов и мух, не исключается возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов, допускает транспортирование пищевой продукции на своем личном транспорте, отсутствие у сотрудников предприятия личных медицинских книжек, отсутствие дезинфицирующих средств, отсутствие подводки горячей воды, на всю пищевую продукцию не представлены документы, подтверждающие их качество и безопасность, невозможно произвести уборку производственных столов, так как используются столы с деревянным покрытием без обработки, для мытья посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого невозможна и не допускается к использованию, не осуществляет
производственный контроль (отсутствуют программа производственного контроля, а также протоколы лабораторных исследований), отсутствуют туалет и раковина для мытья рук персонала, не предусмотрено удаление хозяйственно-бытовых сточных вод (слив осуществляется на рельеф прилегающей территории), не производит своевременный косметический ремонт (обнаружена плитка со сколами на стенах, на полу), разделочный инвентарь не имеет маркировки, при хранении хлебобулочных изделий невозможно оценить соблюдение условий их хранения ввиду отсутствия маркировочного ярлыка с указанием даты изготовления продукции, а также сроках годности и температуры хранения, не осуществляется ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания и др.), а также не организована регулярная централизованная стирка и починка санитарной одежды, что создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей, возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.6.6 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Гольман О.А. указанного администрат ивного правонарушения, и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, распоряжением заместителя начальника Управления Роспотребнадзора по г..Москве N02-44-00024 от 26 июня 2019 года о проведении выездной внеплановой проверки предприятия общественного питания ИП Гольман О.А. по адресу: г..****, в связи с обращением гражданина N**** от 29 мая 2019 года, копию которого заявитель получила под расписку ; уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки, полученным под расписку ИП Гольман О.А. 03 июля 2019 года, что соответствует требованиям п.1 ст.25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; протоколом об осмотре принадлежащих ИП Гольман О.А. помещений по указанному адресу; фотоматериалом, которым зафиксированы вышеперечисленные нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; предписанием об изъятии из обращения хлебобулочных изделий 10 наименований с различными начинками в количестве 70 штук, весом около 10 кг, на которые отсутствовала сопроводительная документация, в том числе, о соответствии ее требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"; предписанием об утилизации вышеназванной продукции; протоколом отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов; выпиской из ЕГРИП, согласно которой, основным видом деятельности ИП Гольман О.А. является деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения; протоколом о временном запрете деятельности ИП Гольман О.А. по указанному адресу; дополнительным соглашением от 01 марта 2019 года к договору N **** от 21
ноября 2018 года, из которого усматривается, что нежилое помещение по адресу: ****, находится во временном владении и пользовании арендатора ИП Гольман О.А. на основании договора аренды N021 от 21 ноября 2018 года; п ротоколом об административном правонарушении от 04 июля 2019 года в отношении ИП Гольман О.А. по ст.6.6 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона и СанПиНа, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии ИП Гольман О.А, которой права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены, с протоколом об административном правонарушении она ознакомлена, копию его для сведения получила на руки, о чем имеются ее собственноручные подписи, протокол содержит все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, также содержит подпись должностного лица, составившего протокол.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона уполномоченными на то должностными лицами Сколковским ТОУ Роспотребнадзора по г.Москве, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Замечаний и возражений относительно действий сотрудников Сколковского ТОУ Роспотребнадзора по г.Москве и специалистов филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" на транспорте во Внуково стороной защиты не заявлялось, материалы дела, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат, с жалобой на их действия в компетентные органы заявитель также не обращалась.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Представленный должностным лицом фотоматериал является допустимым доказательством по настоящему делу, на нем зафиксированы выявленные нарушения Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, занесенные в протокол об административном правонарушении, он является приложением к протоколу осмотра помещений и объектов, и в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, который при рассмотрении жалобы получил надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
При этом, следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
С татьей 27.8 КоАП РФ определено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП, в присутствии их представителей и двух понятых; в рамках процессуального действия - осмотра также может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу осмотра.
С учетом статьи 26.2 КоАП РФ, протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий.
В рамках рассматриваемого дела протокол осмотра помещений от 04 июля 2019 года составлен с соблюдением требований ст. 27.8 КоАП РФ, должностными лицами Сколковского ТОУ Роспотребнадзора по г.Москве, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП, в присутствии двоих понятых, подробные сведения о которых содержатся в данном протоколе, в чем они собственноручно расписались, с указанием на применение фотофиксации служебным фотоаппаратом, в присутствии самого ИП Гольман О.А, которой под расписку для сведения вручена копия протокола осмотра, в нем отражены выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, приведенные в протоколе об административном правонарушении.
Установив, что ИП Гольман О.А, осуществляющая деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения, на предприятии общественного питания по адресу: г.Москва, ул.Аэрофлотская, д.8А, стр.1, допущены нарушения требований ст.11, ч.1 ст.17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.2, 3.3, 3.8, 4.4, 4.5, 5.13, 14.2, 14.3, 15.1, 15.2 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в ее действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ.
При этом, сама заявитель не отрицала наличие перечисленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в суд второй инстанции жалобы.
При решении вопроса о виновности индивидуального предпринимателя в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, что ИП Гольман О.А. приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего санитарного законодательства Российской Федерации к организациям общественного питания, представлено не было, ссылок на такие доказательств доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у нее имелась, что свидетельствует о наличии ее вины.
Гольман О.А, являясь индивидуальным предпринимателем, обязана осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения ею юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
Ссылки в жалобе на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя по ст.6.6 КоАП РФ и явиться основанием для освобождения от административной ответственности.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает приостановление деятельности на значительный срок.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей; срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Кроме того, в силу требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг.
Административное наказание судом первой инстанции назначено в пределах санкции ст.6.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1, 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного заявителем правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни людей, вследствие чего назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
В связи с изложенным, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что назначенное наказание в виде административного штрафа является чрезмерно суровым, назначенным без учета наличия на иждивении заявителя троих несовершеннолетних детей, в связи с чем она не в состоянии его оплатить.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Постановление вынесено с соблюдением порядка и установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Солнцевского районного суда г.Москвы от 12 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ИП Гольман О.А. оставить без изменения, жалобу Гольман О.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.