Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы".
2. Направить указанное Обращение Президенту Российской Федерации.
3. Опубликовать указанное Обращение в "Российской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Г.Н. Селезнев |
Обращение Государственной думы к Президенту Российской Федерации
"О недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию
Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые
федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой
редакции федеральные законы"
Уважаемый Борис Николаевич!
21 мая 1997 года Вами были возвращены без рассмотрения:
одобренный Федеральным Собранием в ранее принятой редакции Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" в связи с тем, что, по Вашему мнению, палатами Федерального Собрания были допущены нарушения законодательной процедуры, установленной Конституцией Российской Федерации;
принятый Федеральным Собранием Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" - в связи с тем, что, по Вашему мнению, Советом Федерации была нарушена конституционная процедура одобрения названного Федерального конституционного закона.
В письмах от 21 мая 1997 года N Пр-780 и N Пр-782, обосновывая неприятие голосования Совета Федерации подписными листами, Вы ошибочно ссылаетесь на пункты 1 и 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации. Названные пункты не имеют отношения к определению возможных форм волеизъявления членов Совета Федерации.
Голосование Совета Федерации подписными листами полностью соответствует:
конституционной процедуре одобрения отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов в ранее принятой редакции, установленной частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;
конституционной процедуре одобрения Советом Федерации федеральных конституционных законов, установленной частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации;
части 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации, предоставившей Совету Федерации право самостоятельно определять, каким образом может проводиться голосование членов палаты;
статье 75 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Часть 3 статьи 107 и часть 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации устанавливают только число голосов членов Совета Федерации, необходимое соответственно для одобрения федерального закона в ранее принятой редакции и одобрения федерального конституционного закона. При этом Конституцией Российской Федерации не определено, что голосование Совета Федерации может проводиться только на заседаниях палаты и в здании, занимаемом палатой.
Федеральные конституционные законы "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации" были приняты Федеральным Собранием и подписаны Вами в 1997 году. По каждому из них члены Совета Федерации голосовали подписными листами.
В ответ на предъявленные в Вашем письме от 21 мая 1997 года N Пр-782 Государственной Думе претензии о нарушении порядка голосования по Федеральному закону "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что число присутствующих на заседании депутатов определяется в соответствии с регламентом Государственной Думы в процессе электронного голосования, а не визуальным подсчетом депутатов полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе. В процессе голосования по названному Федеральному закону были четко зафиксированы результаты, которые соответствующим образом отражены в протоколах и стенограммах заседаний Государственной Думы. Иные механизмы фиксирования присутствия депутатов Государственной Думы на заседании палаты и фиксирования результатов голосования действующим законодательством не предусмотрены.
Выражая озабоченность судьбой конституционной законности в Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 93 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума заявляет о недопустимости уклонения Президента Российской Федерации от входящей в его компетенцию согласно части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации обязанности в течение семи дней подписывать одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы и от входящей в его компетенцию согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации обязанности в течение четырнадцати дней подписывать принятые Федеральным Собранием федеральные конституционные законы.
Государственная Дума поддерживает позицию Совета Федерации, выраженную в принятых 10 июня 1997 года постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О повторном направлении Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования" и "О повторном направлении Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования".
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает попытку введения Вами практики возвращения без рассмотрения законов, принятых Федеральным Собранием, противоречащей требованиям конституционного законодательства и предлагает Вам вернуться к рассмотрению Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", подписать и опубликовать их.
Москва,
13 июля 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 июня 1997 г. N 1530-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации о недопустимости уклонения от осуществления входящей в компетенцию Президента Российской Федерации обязанности подписывать принятые федеральные конституционные законы и одобренные в ранее принятой редакции федеральные законы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 1997 г., N 26, ст. 2992