Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Промливнесток+" Чиркина Максима Валерьевича на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15 апреля 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05 июля 2019 года и решение судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Промливнесток+" Чиркина Максима Валерьевича, установил:
постановлением заместителя руководителя Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (далее по тексту РЭК Свердловской области) N 88 от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05 июля 2019 года (N 12-164/2019) и решением судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года (N 72-1233/2019), директор Общества с ограниченной ответственностью "Промливнесток+" (далее по тексту ООО "Промливнесток+") Чиркин М.В. как руководитель субъекта естественной монополии признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Промливнесток+" Чиркин М.В. выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, считая их незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, отзыва на жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Такие стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения".
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в власти государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг, регулируемых организации в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с пунктом 42 Стандартов информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения содержит сведения:
а) о количестве поданных заявок о подключении к централизованной - системе водоотведения;
б) о количестве исполненных заявок о подключении к централизованной системе водоотведения;
в) о количестве заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, по которым принято решение об отказе в подключении (с указанием причин) в течение квартала;
г) о резерве мощности централизованной системы водоотведения в течение квартала.
Информация, указанная в пункте 42 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 53 Стандартов).
Обязанность по раскрытию информации регулируемыми организациями исполняется путем заполнения и размещения в ФГИС "ЕИАС" форм "раскрытия информации (шаблонов), опубликованных ФАС России на сайте http://eias.ru в разделе "Отчетные формы (шаблоны)" в теме "Стандарты раскрытая информации в ЖКХ", посредством программы "ЕИАС Мониторинг". Заполненные шаблоны направляются ответом на запрос ФАС России через программу "ЕИАС Мониторинг". Информация, размещаемая регулируемыми организациями в ФГИС "ЕИАС", публикуется на едином федеральном портале раскрытия информации (http://ri.eias.ru) (далее - портал). Согласно Приказу информация о наличии (отсутствии) технической возможности регулируемыми организациями раскрывается в форме 3.8 Указанная форма размещается в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO и публикуется на портале: сфера "Водоотведение", раздел "Доступ к товарам и услугам".
Из материалов дела следует, что шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO за 3 квартал 2018 года ООО "Промливнесток+" в установленный законодательством срок не опубликован. В нарушение части 1 статьи 34 Закона N 416-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 42, пункта 53 Стандартов по состоянию на 09:00 31 октября 2018 года ООО "Промливнесток+" не раскрыта информация о наличии (отсутствии) технической возможности в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO за 3 квартал 2018 года. Шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO за 3 квартал 2018 года опубликован на портале 21 марта 2019 года, то есть с нарушением срока, предусмотренного законодательством.
Обжалуя судебные акты, заявитель приводит доводы о том, что ООО "Промливнесток+" не является субъектом вмененного правонарушения, к которым согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ относятся субъекты естественных монополий.
Однако указанные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. Как правильно указано судами нижестоящих инстанций, ООО "Промливнесток+" является субъектом естественной монополии, поскольку как следует из материалов дела, в том числе оспариваемого постановления административного органа, ООО "Промливнесток+" является организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоотведения на территории Свердловской области. Деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к деятельности субъектов естественных монополий и регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", что следует из статьи 4 названного закона.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) содержит, в том числе понятие организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведении, под которой понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Деятельность по водоотведению относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения определены статьей 31 Закона N 416-ФЗ и включают в себя тарифы по водоотведению.
Постановлением РЭК Свердловской области от 13 декабря 2016 года N 171-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2017-2019 годы" для ООО "Промливнесток+" установлены тарифы на услуги водоотведения на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно с календарной разбивкой.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Промливнесток+" осуществляет деятельность по водоотведению на промплощадке, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых Бригад, д. 18.
Деятельность по водоотведению относится к деятельности субъектов естественных монополий и регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N N 147-ФЗ), что следует из статей 3 и 4 данного закона.
Исходя из статьи 3 Закона N N 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Доводов, опровергающих указанный факт, податель жалобы не приводит.
Согласно решению учредителя N 1 от 30 мая 2016 года директором Общества является Чиркин М.В, который в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, выразившееся в нарушении порядка, способа и сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления о регулируемой деятельности ООО "Промливнесток+" (в сфере водоотведения).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора юридического лица состава вмененного правонарушения.
Установленные должностным лицом обстоятельства, свидетельствуют о наличии в действиях Чиркина М.В. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, отвечающем требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждается: распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 22 февраля 2019 года N23; актом проверки от 28 марта 2019 года, скриншотами и другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Как следует из обжалуемого судебного акта, директор ООО "Промливнесток+" привлечен к административной ответственности в связи с несоблюдением Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6.
Вопреки доводам жалобы и исходя из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения", срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) составляет 1 год, который административным органом не пропущен, поскольку постановление о привлечении директора ООО "Промлевнесток+" Чиркина М.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено заместителем руководителя РЭК Свердловской области 15 апреля 2019 года.
Указанная правовая позиция приведена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 306-АД16-901, от 13.11.2014 N 305-АД14-243.
Административное правонарушение, выразившееся в невыполнении директором организации, осуществляющей водоотведение, обязанности по раскрытию информации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения в установленные сроки, не может быть отнесено к длящимся правонарушениям.
Данные выводы не противоречат разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора ООО "Промлевнесток+" Чиркина М.В. дела об административном правонарушении, имели место 31 октября 2018 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, по настоящему делу истек 31 октября 2019 года.
Иное определение заявителем срока давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения основано на ошибочном толковании норм права.
Наличие решения Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2019 года по делу N А60-23026/2019, оставленного без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2019 года о признании незаконным и отмене постановления РЭК Свердловской области N 87 от 15 апреля 2019 года, касающегося обстоятельств, рассматриваемых в настоящем деле, не влечет безусловную отмену обжалуемых судебных актов о привлечении директора ООО "Промливнесток+" Чиркина М.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы судей арбитражных судов не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности директора ООО "Промливнесток+" Чиркина М.В. не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено директору ООО "Промливнесток+" Чиркину М.В. в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление должностного лица, решение судьи районного суда, дело проверено в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Оснований для переоценки выводов нижестоящих судебных инстанций не имеется.
При рассмотрении дела должностным лицом, пересмотре дела судьей районного суда и в областном суде ООО "Промливнесток+" извещалось надлежащим образом. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15 апреля 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05 июля 2019 года и решение судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Промливнесток+" Чиркина Максима Валерьевича, оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Промливнесток+" Чиркина Максима Валерьевича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.