В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О вмешательстве Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в функции Министерства культуры Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и культуры".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
Г.Н.Селезнев |
Парламентский запрос
Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О вмешательстве Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в функции Министерства культуры Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и культуры"
(принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 15 ноября 2002 г. N 3305-III ГД)
Уважаемый Михаил Михайлович!
В настоящее время в Российской Федерации в сфере охраны и использования памятников истории и культуры сложилась странная ситуация.
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) своим приказом от 7 мая 2002 года N 75 создал государственное учреждение "Федеральный центр по охране памятников архитектуры и градостроительного искусства" (далее - Центр) как учреждение культуры, функции которого дублируют функции Министерства культуры Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и культуры.
В соответствии с Уставом Центр "осуществляет деятельность в области обеспечения охраны, реставрации, консервации, ремонта и использования памятников архитектуры и градостроительства, являющихся объектами федеральной собственности", в его функции входят "учет памятников архитектуры и градостроительного искусства, формирование и ведение реестра данных памятников, заключение охранных обязательств, составление актов и протоколов о состоянии объекта, причинении ущерба памятнику, его охранной зоне или заповедной территории", а памятники архитектуры и градостроительства, являющиеся федеральной собственностью, должны быть переданы Центру в оперативное управление.
Данная деятельность противоречит Положению о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, которым предусмотрено только участие Госстроя России "в подготовке нормативных правовых актов по охране памятников истории, культуры, разработке мероприятий по их сохранности и использованию, созданию музеев и мемориальных объектов федерального значения", но никак не осуществление контроля за сохранностью памятников архитектуры и градостроительства, как это изложено в Уставе Центра.
Устав Центра предусматривает охрану памятников архитектуры и градостроительного искусства, однако в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" деления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на памятники градостроительства и архитектуры, археологии, истории, изобразительного искусства не существует. Требования об охране и о сохранении едины для всех объектов культурного наследия, в связи с чем выделение из общей массы объектов культурного наследия памятников градостроительства и архитектуры, а также создание для них специального органа охраны неправомочно. Указанным Федеральным законом установлена также процедура формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, участие в которой учреждений культуры не предусмотрено.
Несмотря на изложенное, а также на то, что ни один из памятников архитектуры и градостроительства, являющихся федеральной собственностью, в оперативное управление Центру не передан, Госстрой России направил в субъекты Российской Федерации письма с предложением организовать на их территориях филиалы Центра.
Данные действия Госстроя России могут создать серьезные трудности в работе государственных органов охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации. Об этом говорилось на IV заседании Координационного совета по культуре и кинематографии при Министерстве культуры Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации организация филиалов Центра может послужить основанием для ликвидации указанных государственных органов, не позволяющих инвесторам при строительстве в исторических городах игнорировать требования законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов культурного наследия. Нет необходимости разъяснять опасность как дублирования функций федеральных органов исполнительной власти, так и наделения одного федерального органа исполнительной власти взаимоисключающими в большинстве случаев функциями регулирования деятельности в области градостроительства и производства строительных материалов и функциями охраны и реставрации памятников истории и культуры.
В настоящее время Госстрой России как заказчик работ по реализации Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов" (2002 - 2010 годы) осуществляет деятельность по ремонту и реконструкции памятников истории и культуры в исторических городах с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов культурного наследия. Работы по ремонту и реконструкции памятников истории и культуры, финансируемые в рамках указанной программы, ведутся без согласования с государственными органами охраны памятников истории и культуры, к этим работам привлекаются строительные организации, не имеющие соответствующих лицензий.
В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, рассмотреть сложившуюся ситуацию и проинформировать Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о результатах рассмотрения.
Принят постановлением
Государственной Думы
N 3305-III ГД
15 ноября 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2002 г. N 3305-III ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О вмешательстве Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в функции Министерства культуры Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и культуры"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 ноября 2002 г. N 47 ст. 4661, текст парламентского запроса опубликован в "Парламентской газете" от 28 ноября 2002 г. N 227