Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Галимовой Р.М, Козиной Н.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6791/2019 по иску Боркова Владимира Ивановича к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Боркова Владимира Ивановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения Боркова В.И, его представителя Борковой Т.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борков В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области (далее по тексту - УПФР в г.Тюмени, пенсионный орган) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование заявленных требований Борков В.И. ссылался на то, что с 05 мая 2018 года ему установлена страховая пенсия по старости в размере 16 671 руб. 09 коп. При установлении размера пенсии не был учтен индивидуальный пенсионный коэффициент (далее по тексту - ИПК) за 2017 год и за период с 01 января 2018 года по 04 мая 2018 года, в нарушение требований пункта 9 статьи 15 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". После неоднократных обращений пенсионным органом был пересчитан размер пенсии с учетом ИПК за 2017 год. До настоящего времени УПФР в г. Тюмени не учел пенсионные взносы, перечисленные работодателем за период работы с 01 апреля 2018 года по 04 мая 2018 года, при назначении пенсии с 05 мая 2018 года. Просил возложить обязанность на пенсионный орган произвести перерасчет размера пенсии с 05 мая 2018 года, исходя из размера ИПК на 05 мая 2018 года.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 13 сентября 2019 года исковые требования Боркова В.И. удовлетворены. На УПФР в г.Тюмени возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Боркова В.И. с 05 мая 2018 года, исходя из размера индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на дату 05 мая 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года решение Центрального районного суда города Тюмени от 13 сентября 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Боркова В.И. отказано.
В кассационной жалобе Борков В.И. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель УПФР в г.Тюмени, сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится, в числе прочего, в случае: увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, предыдущем перерасчете. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом N 243-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 года администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
Согласно пункту 35 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н, с 01 января 2017 года территориальный орган ПФР проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежегодно - в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФР сведений о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представленные налоговым органом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Борков В.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 05 мая 2018 года, размер которой был установлен на дату 05 мая 2018 года в сумме 16 671 руб. 90 коп.
01 августа 2019 года УПФР в г.Тюмени произвел перерасчет размера пенсии Боркова В.И. исходя из размера индивидуального пенсионного коэффициента по сведениям о поступивших от работодателя страховых взносах за период с 01 апреля 2018 года по 04 мая 2018 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Боркова В.И. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера пенсии Боркова В.И. с 05 мая 2018 года, исходя из размера индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на дату 05 мая 2018 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исходил из того, что индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) должен быть учтен по состоянию на дату назначения пенсии (05 мая 2018 года).
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований Боркова В.И, суд апелляционной инстанции указал на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при очередном перерасчете истцу страховой пенсии в декабре 2018 года, сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, в связи с чем ответчик правомерно произвел перерасчет размера пенсии без учета платежей с 01 апреля 2018 года по 05 мая 2018 года, произвел последующий перерасчет размера пенсии в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов, с 01 августа 2019 года.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Боркова В.И. о том, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку пунктом 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено определение величины индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на дату назначения пенсии, в материалах дела имеются документы о поступлении в пенсионный орган сведений от налогового органа по уплаченным за него страховым взносам за 2 квартал 2018 года 18 июля 2018 года, следовательно, расчет коэффициента должен быть произведен в октябре 2018 года в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", однако пенсионным органом перерасчет размера пенсии произведен только с 01 августа 2019 года как работающему пенсионеру, с применением ограничения размера ИПК в 3 балла, без учета того, что до 05 мая 2018 года он не являлся пенсионером; суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н, ошибочно отнес его к физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы; не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что при очередном перерасчете истцу страховой пенсии в декабре 2018 года, сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, поскольку этот вывод опровергается сведениями индивидуального лицевого счета от 15 августа 2018 года, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами, при этом суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что в 2018 году сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, пенсионный орган принимает во внимание только учтенные страховые взносы.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, правом переоценки доказательств не наделен.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Боркова Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.