Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Васильевой Т.И, при ведении протокола помощником судьи Островской М.А, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4750/2019 по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы Вовк А.С. на решение Московского городского суда от 23 октября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Знамя" к Правительству Москвы о признании частично недействующим Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, пояснения представителя Правительства Москвы Голубевой Е.К, представителя АО "Московский машиностроительный завод "Знамя" Бахман Д.А, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 4 799 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес", под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3 702 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес", принадлежащие на праве собственности акционерному обществу "Московский машиностроительный завод "Знамя" (далее АО "ММЗ "Знамя"). Постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2016 года и опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, тома 2, 3, 4.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года. В перечень объектов недвижимого имущества, под пунктами N и N, включены здания с кадастровыми номерами N и N. Постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2017 года и опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69, тома 1, 2, 3, 4, 5.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года. В перечень объектов недвижимого имущества, под пунктами N и N, включены здания с кадастровыми номерами N и N. Постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2018 года и 13 декабря 2018 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69, том 1.
Акционерное общество "ММЗ "Знамя" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, в редакциях постановлений N789-ПП от 29 ноября 2016 года, N911-ПП от 28 ноября 2017 года, N1425-ПП от 27 ноября 2018 года в части включения в Перечни на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год зданий с кадастровыми номерами N и N принадлежащих административному истцу на праве собственности.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных зданий, которые в 2017 - 2019 годах не использовались для размещения офисов, в них не размещались торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, имеет вид разрешенного использования - участки размещения промышленных предприятий N класса вредности, и не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения и объектов бытового обслуживания. В связи с этим нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 23 октября 2019 года исковые требования АО "ММЗ "Знамя" удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по тем основаниям, что нежилые здания обоснованно включены в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, так как фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, как это указано в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно актам Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы все помещения в зданиях, то есть 100%, фактически используются для размещения офисов. Акты Госинспекции административным истцом не оспаривались. Считает, что постановления приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие его акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий, в том числе, если здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- используется не менее 20 процентов общей площади здания для размещения перечисленных выше объектов (подпункт 2).
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", статьей 1.1 которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 названного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По смыслу приведенных законоположений в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критерию.
Между тем, принадлежащие административному истцу здания ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
Судом установлено, что акционерное общество "ММЗ "Знамя" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: г. Москва, "адрес".
Земельный участок, на котором расположены спорные здания, имеет вид разрешенного использования - участки размещения промышленных предприятий N класса вредности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01 октября 2018 года (л.д.45), и не предполагает размещение на нем объектов в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно экспликации к поэтажным планам и технической документации спорных объектов недвижимости здание, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес", общей площадью 4 799, 2 кв.м, состоит из 22 нежилых помещений, в которых располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, мастерские, подсобные помещения, цеха, котельные, душевые, раздевалки, вентиляционные камеры, диспетчерская и другие помещения), а также два кабинета площадью 12, 4 кв.м и 11, 8 кв.м или 0, 5 процента от общей площади (л.д.125-134); здание расположенное по адресу: г. Москва, "адрес", общей площадью 3 702 кв.м, состоит из 15 нежилых помещений, в которых располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, трансформаторные, подсобные помещения, раздевалки, вентиляционные камеры, мастерские, радиоузлы, АТС, машинное отделение и другие помещения), а также 13 кабинетов общей площадью 195, 8 кв.м или 5, 3 процента от общей площади (л.д.118-124). Также следует учесть, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади спорных зданий предусматривают размещение объектов, названных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, они не подлежали включению в Перечень исходя из критерия предназначения отдельно стоящего нежилого здания.
Представленные административным ответчиком акты государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 29 июня 2016 года N, N, от 28 марта 2017 года N N, в которых указано, что 100 процентов зданий используются под офисы, нельзя принять в качестве доказательства фактического использования зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку акты составлены без доступа в здания. В связи с тем, что видом деятельности АО "ММЗ "Знамя" является производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов, завод включен в оборонно-промышленный комплекс, на предприятии действует особый режим допуска на территорию и в помещения завода, указанный допуск у лиц, составивших акты, на момент проверок отсутствовал.
Перечисленные фактические обстоятельства, имевшие место на дату составления названных выше актов, административным ответчиком не оспаривались.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень, не представлено, отсутствуют они и в материалах дела.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.