Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Кубаевой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-3144/2019 по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 18 ноября 2019года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Леонюка Сергея Николаевича об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца Петиновой М.Р, представителя Департамента городского имущества города Москвы Агафоновой С.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Леонюк С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, принадлежащих на праве собственности нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"
с кадастровым номером N, общей площадью 213, 1 кв.м, в размере его рыночной стоимости - 37 649 875 рублей без учета НДС по состоянию на 1 января 2018 года;
с кадастровым номером N, общей площадью 217, 4 кв.м, в размере его рыночной стоимости - 38 309 545 рублей без учета НДС по состоянию на 1 января 2018 года;
с кадастровым номером N, общей площадью 185, 3 кв.м, в размере его рыночной стоимости - 33 336 912 рублей без учета НДС по состоянию на 1 января 2018 года;
с кадастровым номером N, общей площадью 757, 3 кв.м, в размере его рыночной стоимости - 114 095 129 рублей без учета НДС по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований указано, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 N40557 утверждена кадастровая стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года в необоснованно завышенном размере, не соответствующим действительной рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости N243/012/18 от 11 февраля 2019 года, составленным ООО " "данные изъяты"".
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости нежилых помещений судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" ФИО9
Решением Московского городского суда от 18 ноября 2019 года установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 41 298 936 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 42 116 555 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 36 004 789 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 131 000 231 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского имущества города Москвы просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административным истцом не доказано использование при определении кадастровой стоимости спорных объектов недостоверных сведений; административный истец, обращаясь в суд с требованиями установления рыночной стоимости нежилых помещений, имеет цель уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж. Кроме того, заключение эксперта ООО " "данные изъяты"", положенное в основу решения суда, не соответствует законодательству об оценочной деятельности. Заключение основывается на исследовании сведений о продажных ценах, взятых из недостоверных источников (сети Интернет) и в отношении не аналогичных спорным объектам.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Леонюк С.Н. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес"
с кадастровым номером N, с кадастровым номером N, с кадастровым номером N, с кадастровым номером N
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 N40557 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года:
нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 53 268 973, 53 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 43 834 085, 90 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 47 129 637, 46 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 142 243 537, 83 рублей.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости N243/012/18 от 11 февраля 2019 года, составленный ООО " "данные изъяты"".
В связи с наличием возражений Департамента городского имущества города Москвы против принятия в качестве допустимого доказательства, приведенного выше отчета по административному делу, судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта ООО " "данные изъяты"" установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета об оценке рыночной стоимости N243/012/18 от 11 февраля 2019 года, составленным ООО " "данные изъяты"".
Экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года без учета налога на добавленную стоимость (НДС) в размере:
с кадастровым номером N в размере 41 298 936 рублей;
с кадастровым номером N в размере 42 116 555 рублей;
с кадастровым номером N в размере 36 004 789 рублей;
с кадастровым номером N в размере 131 000 231 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам - аналогам, так и по объекту оценки. В процессе работы эксперт применил доходный и сравнительный подходы к определению рыночной стоимости объекта экспертизы.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведенной судебной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении эксперта выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего данный вид правоотношений.
Между тем, судебная коллегия полагает правильным изменить судебный акт в части размера рыночной стоимости объектов недвижимости, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Как следует из материалов дела, рыночная стоимость объектов недвижимости в соответствии с заключением эксперта ООО " "данные изъяты"" определена экспертом без учета НДС.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1.2, 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", изданного в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.
Для целей Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья3).
Нормы указанного федерального закона не предусматривают возможности исключения из наиболее вероятной расчетной величины, определенной на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости, налога на добавленную стоимость, поскольку под ценой в силу требований пункта 4 приказа Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" понимается денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплачиваемая участниками в результате совершенной или предполагаемой сделки, которая согласно пункта 27 данного стандарта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В силу требований статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, при этом в силу требований действующего законодательства кадастровая стоимость в случаях, предусмотренных законом, может быть установлена в размере равном рыночной стоимости объекта недвижимости.
Само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость, определенный иной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества и объектом налогообложения в данном случае будет выступать не имущество, а операция по реализации товара, а налоговой базой - в силу положений части 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Ни нормы Налогового кодекса Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты, в том числе в области оценки, не предусматривают возможность использования скорректированной величины как кадастровой, так и рыночной стоимости, в том числе на сумму НДС.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что эксперт определилрыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года без учета НДС.
Рыночная стоимость объектов недвижимости в определенном размере без учета НДС установлена решением суда первой инстанции.
Однако, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости без учета НДС не является правомерным и основанным на законе. В связи с чем в судебное заседание апелляционной инстанции вызван эксперт ФИО11. для дачи пояснений.
Допрошенный судом апелляционной инстанции эксперт ФИО10. пояснила, что в заключении ООО " "данные изъяты"" итоговая рыночная стоимость нежилых помещений определена без учета НДС исходя из сложившейся судебной практики. При определении стоимости нежилых помещений в рамках доходного и сравнительного подходов рыночная стоимость определена с учетом НДС.
Дополнительно экспертом представлено письменное пояснение к заключению ООО " "данные изъяты"", в котором приведены итоги оценки рыночной стоимости нежилых помещений, расчет которых был произведен без анализа на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС.
Согласно письменным пояснениям к заключению эксперта ООО " "данные изъяты"" рыночная стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2018 года безотносительно НДС и составляет:
с кадастровым номером N в размере 48 732 745 рублей;
с кадастровым номером N в размере 49 697 535 рублей;
с кадастровым номером N в размере 42 485 651 рублей;
с кадастровым номером N в размере 154 580 273 рублей.
Суд первой инстанции установилкадастровую стоимость объектов без учета НДС, что не основано на требованиях законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда и установлении рыночной стоимости объектов недвижимости безотносительно НДС в размере, указанном в расчете эксперта, представленном в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, оценивая заключение эксперта, дополнительное заключение, показания эксперта в суде апелляционной инстанции по правилам статей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу что определенная итоговая рыночная стоимость объектов исследования соответствует фактически сложившимся условиям рынка.
Заключение эксперта и дополнение к заключению выполнены в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принятого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методами проведения, в связи с этим установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимого имущества, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец, оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, фактически имеют намерение уменьшить размер налоговых обязательств несостоятельны, поскольку установление кадастровой стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки нежилых помещений, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик объектов недвижимости.
Также несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что экспертом подобраны несопоставимые объекты-аналоги, которые не могут быть учтены, так как взяты из рекламных объявлений, являющихся недостоверным источником. Из заключения следует, что экспертом был проведен анализ рынка с учетом информации, полученной из средств массовой информации в сети "Интернет", используемые материалы представлены в открытом доступе на соответствующих официальных сайтах. Для анализа и расчета рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом приняты объекты-аналоги недвижимости, сопоставимые по своим характеристикам с оцениваемыми объектами. В приведенных в заключении расчетах указаны значимые характеристики отобранных объектов-аналогов с указанием источников информации, также проведены соответствующие корректировки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о недостоверности исследования эксперта в рамках сравнительного и доходного подходов, без учета сложившихся условий рынка коммерческой недвижимости, в экспертном заключении учтены объекты-аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектом экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на материалах дела.
Таким образом, на основании требований статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состоявшееся по делу судебное решение подлежит изменению в части размера определенной судом рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 18 ноября 2019 года изменить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года:
с кадастровым номером N, общей площадью 213, 1 кв.м, в размере его рыночной стоимости 48 732 745 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью 217, 4 кв.м, в размере его рыночной стоимости 49 697 535 рублей по состоянию;
с кадастровым номером N, общей площадью 185, 3 кв.м, в размере его рыночной стоимости 42 485 651рублей по состоянию на 1 января 2018 года;
с кадастровым номером N, общей площадью 757, 3 кв.м, в размере его рыночной стоимости 154 580 273 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.