Постановлением Верховного Суда РФ от 4 августа 2020 г. N 221-АД20-1 настоящее постановление оставлено без изменения
Председатель Кассационного военного суда Красько А.А., изучив жалобу Гончарова О.В. на постановление начальника отделения (дознания и дисциплинарной практики) военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) города Гатчины Ленинградской области от 24 июля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 05 сентября 2019 года и решение судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении военнослужащего учебного центра Военной академии "данные изъяты" "звание" Гончарова Олега Валерьевича, установил:
постановлением начальника отделения (дознания и дисциплинарной практики) военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) города "данные изъяты" Ленинградской области от 24 июля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, в отношении Гончарова О.В. прекращено на основании части 2 статьи 24.5 КоАП РФ, а материалы дела направлены командиру воинской части для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Решением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 05 сентября 2019 года данное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 года указанное постановление судьи гарнизонного военного суда также оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Кассационный военный суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Гончаров О.В. просит отменить вышеназванные постановление должностного лица и судебные акты.
В обоснование этого автор жалобы, ссылаясь на ряд норм КоАП РФ, указывает на наличие неустранимых сомнений в его виновности, а также на отсутствие всестороннего, полного и объективного разбирательства по делу.
Должностное лицо при составлении протокола не разъяснило ему права. В связи с этим, по мнению Гончарова, названный процессуальный акт является недопустимым доказательством.
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, поскольку у него отсутствовали доказательства совершения правонарушения именно на территории воинской части либо в связи с исполнением Гончаровым служебных обязанностей.
Биологический объект не подлежал исследованию, поскольку был отобран с нарушениями закона, условия его хранения и транспортировки не были соблюдены. В направлении на исследование указано 50 мл. мочи, а в справке о результатах химико-токсикологического исследования - 25 мл. При этом названные документы не соответствуют положениям Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 года N 40, в связи с чем они также не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
Судьей апелляционной инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы для дополнительного исследования его биологического материала - мочи на наличие или отсутствие в организме наркотического средства, психотропного вещества или их метаболитов.
Судьями обеих инстанций не применены подлежащие применению нормы материального права.
Достаточные основания для направления Гончарова на медицинское освидетельствование отсутствовали. Направление на химико-токсикологическое исследование, по его мнению, возможно только при отрицательных результатах экспресс-тестирования и только в одно медицинское учреждение.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В соответствии с пунктами 1 и 7 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2017 года N 764 "Об организации работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Федерации" в ходе проводимого в период с 1 по 30 июня всеармейского месячника противодействия наркомании "Армия против наркотиков!" организуется проведение обследований военнослужащих на предмет потребления наркотиков.
Частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Из материалов дела усматривается, что 26 июня 2019 года при внезапной проверке (скрининге) военнослужащих учебного центра Военной академии "данные изъяты" у Гончарова было установлено подозрение на употребление наркотических средств либо психотропных веществ, поскольку последний, по мнению проверяющего - начальника отделения военной комендатуры, пытался подменить отобранный у него биологический материал (мочу).
В связи с этим Гончаров был доставлен в военную комендатуру, где у него был повторно получен биологический материал (моча) в присутствии фельдшера. После того как экспресс-тест не показал положительного результата, Гончаров был направлен в ГКУЗ ЛО "Гатчинская клиническая межрайонная больница" для прохождения медицинского освидетельствования, а его биологический материал для химико-токсикологического исследования - в филиал N... ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз".
Из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (дата окончания освидетельствования 24 июля 2019 года) состояние опьянения у Гончарова не установлено. В основу указанного заключения положена также справка о результатах химико-токсикологических исследований ГКУЗ ЛО "Бюро судебно-медицинской экспертизы". Период проведения исследования с 1 по 16 июля 2019 года.
Согласно справке филиала N... ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" о результатах химико-токсикологического исследования от 27 июня 2019 года (период проведения исследования с 27 июня по 5 июля 2019 года) установлен факт употребления Гончаровым без назначения врача наркотического средства "данные изъяты".
Данные о том, что результаты указанного исследования являются ложноположительными отсутствуют.
Напротив, из сообщения на судебный запрос от 23 августа 2019 года следует, что начальник названного учреждения дал исчерпывающие ответы относительно результатов исследований, проведённых как ГКУЗ ЛО "Бюро судебно-медицинской экспертизы", так и филиалом N... ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз", разъяснив при этом, по каким причинам они могут отличаться. Также из указанного сообщения следует, что используемый филиалом метод высокоэффективной жидкостной хроматографии - масспектрометрии является более чувствительным.
Оснований не доверять представленным сведениям у суда не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 24 июля 2019 года, протоколом об административном правонарушении, копией справки о результатах химико-токсикологических исследований от 27 июня 2019 года, из которой следует, что в моче у Гончарова обнаружено наркотическое средство, ответом на запрос начальника филиала N... ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" от 23 августа 2019 года и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Приказ Министра обороны РФ от 18 июня 2011 года N 800 "Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", устанавливавший Порядок обследования военнослужащих в целях выявления фактов употребления наркотических средств и психотропных веществ (Приложение N 2 к Руководству), утратил силу 15 марта 2019 года.
Таким образом, поскольку на момент обследования Гончарова отсутствовала четкая регламентация действий проверяющих по выявлению военнослужащих, употребивших наркотические средства, то направление биологического объекта (мочи) Гончарова для химико-токсикологического исследования в специализированное медицинское учреждение, а его самого на медицинское освидетельствование в другую организацию является избранным способом такой проверки, что не противоречит положениям части 2 статьи 16 Закона и пунктов 1 и 7 Приказа.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Гончарова состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Гончарова квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Неустранимых сомнений в виновности Гончарова в совершении административного правонарушения не установлено.
В силу пункта 109 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ и положений Перечня должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 8 ноября 2018 года N 629, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.9 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, к числу которых относится начальник отделения военной комендатуры, в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях совершения ими административных правонарушений на территориях воинских частей или в связи с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом, а довод Гончарова об обратном основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
При этом для квалификации действий лица по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ не имеет правового значения в каком конкретно месте лицо употребило наркотическое средство, в какое время и каким способом, важен лишь сам факт его потребления без назначения врача.
При таких обстоятельствах место совершения указанного административного правонарушения определяется местом выявления лица, потребившего наркотическое средство, которым в данном случае является территория воинской части.
Нарушений закона при составлении документов, которые могли бы существенно повлиять на правильность выяснения всех обстоятельств совершения Гончаровым административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, не установлено.
Порядок получения образцов биологических объектов для направления на химико-токсикологическое исследование произведен в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 года N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ".
Ходатайство Гончарова о назначении судебно-медицинской экспертизы для дополнительного исследования его биологического материала было рассмотрено судьей апелляционной инстанции и мотивированно отклонено. Суд пришел к правильному выводу о достаточности доказательств и возможности рассмотрения дела без проведения соответствующей экспертизы. Отказ в удовлетворении ходатайства не повлиял на объективное и всестороннее рассмотрение дела.
Иные доводы поданной в Кассационный военный суд жалобы направлены лишь на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Гончарова объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ.
Постановление должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении материалов дела командиру воинской части для привлечения Гончарова к дисциплинарной ответственности вынесено на основании установленных обстоятельств с соблюдением положений статей 2.5 и 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление начальника отделения (дознания и дисциплинарной практики) военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) города "данные изъяты" Ленинградской области от 24 июля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 05 сентября 2019 года и решение судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, в отношении военнослужащего учебного центра Военной академии "данные изъяты" "звание" Гончарова Олега Валерьевича, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Председатель Кассационного
военного суда А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.