N 2а-1276/2019
N 88а-4861/2020
г. Краснодар |
27 февраля 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Камынина М.Ю. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Камынина М.Ю. к военному комиссариату Апшеронского района Краснодарского края об оспаривании заключения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Камынин М.Ю. обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании заключения призывной комиссии.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что заключением призывной комиссии Апшеронского района Краснодарского края от 6 мая 2019 года в отношении него принято решение о непрохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением административного ответчика не согласен, поскольку с 2002 года он постоянно проживает в г. Апшеронске, повесток из военного комиссариата не получал. Считает, что мероприятия, выразившиеся в непроведении в отношении него воинского учета и призыва на военную службу, являются бездействием со стороны военного комиссариата, поэтому просил признать заключение призывной комиссии Апшеронского района о признании Камынина М.Ю. не прошедшим военную службу по призыву незаконным, возложить на административного ответчика обязанность выдать военный билет.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что личное дело на призывника Камынина М.Ю. в военном комиссариате Апшеронского района не оформлялось, повестки ему не вручались в связи с отсутствием указанного гражданина на территории Апшеронского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 24 января 2020 года, Камынин М.Ю. ставит вопрос об отмене решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года. По мнению заявителя, суд первой инстанции не выяснял причины, по которым административный ответчик не проводил мероприятия по призыву административного истца на военную службу в возрасте от 18 до 27 лет. Указывает, что военный комиссариат Апшеронского района Краснодарского края не представил доказательств законности принятого в отношении Камынина М.Ю. решения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях военный комиссариат Апшеронского района Краснодарского края выражает несогласие с доводами кассационной жалобы.
Камынин М.Ю. в заседание суда кассационной инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя военного комиссариата Апшеронского района Краснодарского края Бурдукиной С.В, возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с положениями Порядка призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Порядок призыва на военную службу), оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится на основании именных списков (учебных заведений, сельских, городских администраций) повестками военных комиссариатов.
Согласно пункту 8 Порядка призыва на военную службу после принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Как следует из материалов дела, Камынин М.Ю. родился "данные изъяты" в "данные изъяты".
Из паспорта гражданина Российской Федерации на имя Камынина М.Ю. видно, что он с 28 декабря 2002 года постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес"
На основании требований Закона N 53-ФЗ Камынин М.Ю. должен был по достижении 17 лет встать на воинский учет.
21 июня 2018 года Камынин М.Ю. обратился к Военному комиссару Апшеронского района Краснодарского края с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста.
Как следует из объяснительной Камынина М.Ю. от 21 июня 2018 года, с 1996 года он зарегистрирован в Апшеронском районе, в 2005 году окончил "данные изъяты" в г. Краснодаре, с 2007 года по 2013 год обучался на заочном отделении юридического факультета "данные изъяты". С 17 лет постоянно проживает в г. Апшеронске, повесток о вызове в военный комиссариат не получал (л. д. 28).
Суд установил, что личное дело призывника на имя Камынина М.Ю. не оформлялось, повестки ему не вручались в связи с отсутствием указанного гражданина на территории Апшеронского района, так как при достижении Камынина М.Ю. 17 лет он обучался в "данные изъяты" г. Краснодара, откуда сведения военному комиссару Апшеронского района не поступали. Данные обстоятельства подтвердил представитель военного комиссариата Апшеронского района Краснодарского края при рассмотрении административного дела в суде кассационной инстанции.
Согласно пункту 34 Порядка призыва на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из заключения по материалам проведенного разбирательства военного комиссариата Апшеронского района от 20 июля 2018 года следует, что заявителю предложено провести беседу о неукоснительном соблюдении Закона N 53-ФЗ, Камынин М.Ю. направлен на заседание призывной комиссии для определения призывной комиссией статуса гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, с последующим зачислением в запас и постановки на воинский учет, поручено организовать призывнику медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья и оформить, вручить гражданину справку, взамен военного билета.
Согласно представленной в материалах дела выписке из протоколов заседаний призывной комиссии от 6 мая 2019 года N заключением призывной комиссии в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ принято решение о том, что Камынин М.Ю. не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение принято единогласно.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что военным комиссариатом Апшеронского района Краснодарского края правомерно выдано Камынину М.Ю. заключение призывной комиссии от 20 июля 2018 года.
Кассационный суд с данными выводами судов соглашается.
В жалобе административный истец указывает, что суд первой инстанции не выяснил, по какой причине административный ответчик не проводил мероприятия по призыву Камынина М.Ю. на военную службу в возрасте с 18 до 27 лет. Данные утверждения не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Доводы кассационной жалобы о том, что административный ответчик не представил доказательства законности принятого в отношении Камынина М.Ю. решения, являются несостоятельными и сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Камынина М.Ю. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.