N 2а-604/2020
N 88а-6595/2020
г. Краснодар |
19 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области на апелляционное определение Ростовского областного суда от 13 ноября 2019 года, которым отменено определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2019 года об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Магомедханова М.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области о признании незаконным требований об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц, пеней, возложении обязанности произвести перерасчет налога.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Магомедханов М.Г. обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с административным исковым заявлением к МИФНС России N 12 по Ростовской области об оспаривании действий по расчету земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет налога.
В обоснование требований Магомедханов М.Г. указал, что в его адрес направлено уведомление от 15 июля 2018 года N об уплате 309 438 рублей земельного налога за 2017 год. Решением Ростовского областного суда от 6 марта 2017 года кадастровая стоимость земельного участка площадью 6900 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года - 16 386 000 рублей, до снижения кадастровая стоимость составляла 22 043 591 рубль 47 копеек. В 2017 году истец из земельного участка площадью 6900 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" выделил три земельных участка с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" и поставил их на кадастровый учет. За 9 месяцев 2017 года налоговая база по земельному налогу в отношении трех выделенных земельных участков составила не 16 386 000 рублей, а 22 043 567 рублей. Административный истец просил суд признать незаконными действия МИФНС России N 12 по Ростовской области по расчету земельного налога за 9 месяцев 2017 года в отношении трех земельных участков и обязать произвести перерасчет земельного налога за указанный период.
Определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2019 года административное исковое заявление Магомедханова М.Е. оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 13 ноября 2019 года определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2019 года отменено, административное дело возвращено в Шахтинский городской суд Ростовской области для рассмотрения дела по существу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 23 января 2020 года, Межрайонная ИФНС России N 12 по Ростовской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения Ростовского областного суда от 13 ноября 2019 года. По мнению заявителя, обращение в налоговый орган с заявлением не является доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, решение УФНС России по Ростовской области не выносилось.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Представители Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области, Управления Росреестра по Ростовской области, Магомедханов М.Г. в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Отменяя определение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2019 года, суд апелляционной инстанции указал на наличие процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции.
Кассационный суд с данным выводом Ростовского областного суда соглашается.
В соответствии с частью 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 139 НК РФ предусмотрено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Поскольку необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена частью 2 статьи 138 НК РФ, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области в адрес Магомедханова М.Г. направлено налоговое уведомление от 15 июля 2018 года N об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц в срок не позднее 3 декабря 2018 года. С данным уведомлением Магомедханов М.Г. не согласился, направив в УФНС России по Ростовской области обращение в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 139 НК РФ.
Рассмотрев поступившее обращение, УФНС России по Ростовской области письмом от 3 июля 2019 года сообщило заявителю о правомерно произведенном расчете земельного налога Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области.
Таким образом, Магомедхановым М.Г. соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, в связи с чем основания для оставления без рассмотрения административного искового заявления у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы о том, что обращение в налоговый орган с заявлением не является доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, являются несостоятельными по приведенным основаниям.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении Ростовского областного суда от 13 ноября 2019 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Оспариваемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Ростовского областного суда от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.