дело N 2-3388/2019
г. Краснодар |
13 февраля 2020 года |
Резолютивная часть определения объявлена 6 февраля 2020 года.
Определение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2020 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Фединой Е.В, Хаянян Т.А, рассмотрев материалы кассационной жалобы администрации Волгограда на решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 июля 2019 года (судья Троицкова Ю.В.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 октября 2019 года (судьи Станкова Е.А, Лисовский А.М, Бурковская Е.А.) по иску прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ТОС "Краснооктябрьский" о возложении обязанности организовать водоснабжение, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя администрации Волгограда - Стрелиной О.А. (доверенность N 05-пд/3 от 23 января 2020 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Пономаревой Полина Геннадьевны (служебное удостоверение ТО N 229517, дата выдачи - 14 августа 2017 года), полагающей, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, установил:
Прокурор Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Волгограда, обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения"), в котором просил обязать администрацию Волгограда организовать централизованное питьевое водоснабжение ТОС "Краснооктябрьский" в границах "адрес" и ул. "адрес" в соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2007 года N 416-ФЗ; обязать ООО "Концессии водоснабжения" обеспечить подвоз питьевой воды в ТОС "Краснооктябрьский" в границах "адрес") и "адрес" без ограничения объемов единовременно поставляемой воды и отпускаемой тары, в соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 22 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию Волгограда возложена обязанность организовать централизованное питьевое водоснабжение ТОС "Краснооктябрьский" в границах ул "адрес" и ул. "адрес" "адрес" соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2007 года N 416-ФЗ в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Признаны незаконными действия ООО "Концессии водоснабжения" по подвозу питьевой воды в ТОС "Краснооктябрьский" в границах "адрес" с ограничением объемов единовременно поставляемой воды и отпускаемой тары - при условии подачи заявки на единовременную поставку воды объемом не менее 1 куб.м.
На ООО "Концессии водоснабжения" возложена обязанность обеспечить подвоз питьевой воды в ТОС "Краснооктябрьский" в границах ул. "адрес" в период отсутствия централизованного питьевого водоснабжения ТОС "Краснооктябрьский" в границах ул. "адрес" без ограничения объемов единовременно поставляемой воды и отпускаемой тары, в соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Волгограда - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация Волгограда (далее - заявитель) обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований в части, заявленной к администрации Волгограда.
В своей кассационной жалобе заявитель указывает на неправильное толкование судами норм материального права, вмешательство в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, неполное исследование судами всех обстоятельств и материалов дела, неисполнимость судебных актов, а также на нарушение судебными актами прав и законных интересов третьих лиц.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда поддержала доводы кассационной жалобы.
Прокурор просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать в соответствии с доводами, изложенными в представленных возражениях на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения ходатайства истца об отложении судебного заседания и считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснооктябрьского района города Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении водоснабжения граждан, проживающих в территориальном общественном самоуправлении ТОС "Краснооктябрьский".
Согласно Уставу ТОС "Краснооктябрьский", зарегистрированному постановлением администрации Краснооктябрьского района г.Волгограда N 1695-п от 13 июля 2010 года, им охвачены индивидуальные жилые дома в границах ул. "адрес", всего - 46 жилых домов.
Прокуратурой установлено, что водоснабжение жилого массива в границах ТОС "Краснооктябрьский" осуществляется ООО "Концессии водоснабжения" из подземного источника - артезианской скважины N 8904 на основании лицензии на недропользование N ВЛГ 80042 ВЭ от 23.07.2015 (срок действия до 24 января 2038 года).
В соответствии с концессионным соглашением, заключенным 22 сентября 2016 года между администрацией Волгограда и ООО "Концессии водоснабжения" последнему хозяйствующему субъекту в целях обеспечения ТОСа переданы водопроводные сети общей протяженностью 1757, 3 м.; какие-либо водоочистные сооружения для обеспечения подачи потребителям поселка воды, соответствующей качеству питьевой, администрацией Волгограда во владение и пользование не передавались.
При этом, качество технической воды, подаваемой в ТОС "Краснооктябрьский" посредством данной артезианской скважины, не соответствует "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нейтрализованных систем питьевого водоснабжения".
Водопровод с питьевой водой на территории поселка отсутствует, ближайшая точка возможного подключения ТОС "Краснооктябрьский" к муниципальной централизованной системе водоснабжения расположена на ул.Привокзальная г.Волгограда.
Жителями ТОС питьевая вода приобретается самостоятельно за счет собственных средств.
Приведенные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о том, что снабжение питьевой водой ТОС "Краснооктябрьский" в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрацией Волгограда не организовано.
ООО "Концессии водоснабжения" организован подвоз воды в минимальном объеме (1 куб.м), наряду с условием отпуска в тару объемом не менее 10 литров, что, по мнению прокурора, создает непреодолимые препятствия для реализации лицами, проживающими в границах ТОС Краснооктябрьский", права на обеспечение питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, предоставленного Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в числе прочих, организация водоснабжения населения.
На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
На основании части 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют "централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1074-01) по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим и микробиологическим нормативам, приведенным в таблице.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснооктябрьского района города Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении водоснабжения граждан, проживающих в территориальном общественном самоуправлении ТОС "Краснооктябрьский".
В соответствии с концессионным соглашением, заключенным 22 сентября 2016 года между администрацией Волгограда и ООО "Концессии водоснабжения" последнему хозяйствующему субъекту в целях обеспечения ТОСа переданы водопроводные сети общей протяженностью 1757, 3 м.; какие-либо водоочистные сооружения для обеспечения подачи потребителям поселка воды, соответствующей качеству питьевой, администрацией Волгограда во владение и пользование не передавались.
При этом, качество технической воды, подаваемой в ТОС "Краснооктябрьский" посредством данной артезианской скважины, не соответствует "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нейтрализованных систем питьевого водоснабжения".
Водопровод с питьевой водой на территории поселка отсутствует, ближайшая точка возможного подключения ТОС "Краснооктябрьский" к муниципальной централизованной системе водоснабжения расположена на ул.Привокзальная г.Волгограда.
Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что имеет место бездействие администрации Волгограда, которое выражается не только в отсутствии построенного централизованного водопровода при наличии точки возможного подключения к муниципальной централизованной системе водоснабжения, но и в непринятии администрацией необходимых мер к этому.
Доводы кассационной о том, что организация деятельности по водоснабжению и водоотведению в границах городского округа передана ООО "Концессии водоснабжения", в связи с чем на администрацию Волгограда не может быть возложена обязанность по организации централизованного водоснабжения ТОС "Краснооктябрьский", судебной коллегией отклоняются, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании вышеприведённых норм Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Доводы о неисполнимости вынесенного судом первой инстанции какими-либо доказательствами не подкреплены
Содержащееся в кассационной жалобе указание на вмешательство в деятельность органов местного самоуправления противоречит нормам законодательства Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вынесенные судебные акты по настоящему делу направлены на восстановление нарушенных прав жителей ТОС "Краснооктябрьский" города Волгограда и не являются нарушающими права и интересы третьих лиц.
Другая оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи Е.В. Федина
Т.А. Хаянян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.