Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Дулуш Ч.Д. на решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2019 г., вынесенное в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Бай-Хаакская детская школа искусств Тандинского кожууна Республики Тыва, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 13 мая 2019 г. МБУДО Бай-Хаакская детская школа искусств Тандинского кожууна Республики Тыва признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 23 июля 2019 г. постановление изменено, размер наказания снижен до 55 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2019 г. вынесенные акты отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В жалобе государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Дулуш Ч.Д. просит решение судьи Верховного Суда Республики Тыва отменить, считая его незаконным.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения МБУДО Бай-Хаакская детская школа искусств Тандинского кожууна Республики Тыва к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении и решении судьи районного суда выводы о нарушении учреждением требований трудового законодательства.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья Верховного Суда Республики Тыва признал протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку он был составлен ненадлежащим должностным лицом.
Поводов не согласиться с выводами судьи Верховного Суда Республики Тыва не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств и норм КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27, ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1, ст.ст. 5.28 - 5.34, ч. 1 ст. 14.54, ст. 15.34 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители; главные государственные инспектора труда в субъектах РФ, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители; главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспектора труда; старшие государственные инспектора труда; государственные инспектора труда (ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Роструда от 02.09.2015 г. N 238 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно указанному Перечню право составлять в отношении юридических лиц протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ вправе: главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспекторы труда.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении МБУДО Бай-Хаакская детская школа искусств Танднского кожууна Республики Тыва составлен государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Дулуш Ч.Д.
Однако данная должность в указанный выше Перечень не входит.
Следовательно, судья Верховного Суда Республики Тыва пришел к верному выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен неуполномоченным лицом, а потому допустимым доказательством не является.
При таких обстоятельствах суд обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием доказательств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы являются несостоятельными, каких-либо аргументов, опровергающих обоснованность выводов судьи Верховного Суда Республики Тыва, не содержат.
Обжалуемое решение является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 1 октября 2019 г, вынесенное в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Бай-Хаакская детская школа искусств Тандинского кожууна Республики Тыва, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Дулуш Ч.Д. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.