Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Видякина В.В., действующего в интересах Полочанского Владислава Иосифовича, на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора от 17 сентября 2019 г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 8 ноября 2019 г. и решение судьи Омского областного суда от 17 декабря 2019 г., вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества " "данные изъяты"") Полочанского Владислава Иосифовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, установил:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора от 17 сентября 2019 г. N 37НХ/О-17дл, оставленным без изменения решениями судей Центрального районного суда г. Омска от 8 ноября 2019 г. и Омского областного суда от 17 декабря 2019 г, генеральный директор АО "данные изъяты"" Полочанский В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе защитник Видякин В.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов, ссылаясь на то, что Полочанский В.И. принял меры для предотвращения аварийных ситуаций - утвердил соответствующие документы положения, приказы и планы, организовал проведение экспертиз промышленной безопасности; выводы суда о необходимости прохождения генеральным директором предприятия аттестации являются необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений; контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу п. 4 Положения при аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний: общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах; требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами; требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек; руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций; специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации (п. 20 Положения).
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 28 июня по 1 июля 2019 г, должностными лицами Сибирского управления Ростехнадзора установлено, что Полочанский В.И, являясь генеральным директором АО "данные изъяты"", осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта "Площадка хранения мазутного топлива СП "ТЭЦ-4", в нарушение ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, п.п. 4, 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, допустил ненадлежащую организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно не обеспечил принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций на указанном выше опасном производственном объекте; не аттестован по общим требованиям промышленной безопасности.
Фактические обстоятельства вменяемого Полочанскому В.И. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, копиями выписки из протокола заседания Совета директоров АО " "данные изъяты"" об избрании Полочанского В.И. генеральным директором предприятия, положения о производственном контроле, акта технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что они получены с соблюдением требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях генерального директора общества Полочанского В.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.2 и 3.3.1 Положения N ПТ-512-4 о производственном контроле за соблюдением за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО "ТГК-11" генеральный директор несет ответственность за организацию системы производственного контроля и соблюдение требований промышленной безопасности и обеспечивает принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций.
Таким образом, генеральный директор АО "данные изъяты"" Полочанский В.И. является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, а потому обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Аварийные ситуации, возникшие на мазутных баках (МБ N 3) РВС-2000 ст. N 3 и (МБ N 4) РВС-2000 ст. N 4 26 июня и 8 июля 2019 г. соответственно, свидетельствуют о ненадлежащей организации генеральным директором АО "данные изъяты"" Полочанским В.И. производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и не принятии должных мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасном производственном объекте.
Анализ п.п. 4, 18, 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37, позволяет согласиться с выводами должностного лица и судебных инстанций о том, что Полочанский В.И, являясь руководителем организации, подлежал аттестации по общим требованиям промышленной безопасности.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Содержащиеся в жалобе доводы получили оценку в обжалуемых актах со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении и судебные акты являются мотивированными и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора от 17 сентября 2019 г, решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 8 ноября 2019 г. и решение судьи Омского областного суда от 17 декабря 2019 г, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" Полочанского Владислава Иосифовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Видякина В.В. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.