Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству ФИО7 на вступившее в законную силу решение судьи Качугского районного суда Иркутской области от 22 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Полушина Виктора Юрьевича, установил:
постановлением заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству ФИО7 от 1 октября 2019 года N 16-103/19 Полушин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Качугского районного суда Иркутской области от 22 ноября 2019 года постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение отменить, в обоснование указывает на наличие в действиях Полушина В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, неверную оценку судьей фактических обстоятельств дела и неправильное применение норм права.
Полушин В.Ю, извещенный в порядке ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, представил возражения, в которых просит оставить решение без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.23 названного Закона основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
Правила охоты утверждены приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512. В соответствии с подп. "в" п.3.2 Правил при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе: в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 сентября 2019 года, Полушин В.Ю. 14 сентября 2019 года в 14 час. 31 мин. находился на территории общедоступных охотничьих угодий Качугского района в урочище "Пойма р. Лена" Верхоленского участка, в 17 км от с.Верхоленск ниже по р. Лена, имея при себе ружье "данные изъяты" года выпуска и 5 патронов к нему, не имея при себе разрешения на право добычи объектов животного мира, чем нарушил п.3.2 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512.
Постановлением должностного лица Полушин В.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.37 КоАП РФ.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что 14 сентября 2019 года Полушин В.Ю. не находился в охотничьих угодьях, а двигался на принадлежащем ему тракторе "Беларус" по автомобильной дороге регионального значения Качуг-Жигалово между населенными пунктами с.Верхоленск и д.Тюменцева Качугского района Иркутской области, при этом перевозил принадлежащее ему оружие с соблюдением Правил оборота гражданского и служебного оружия, его действия не были направлены на поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов или их добычу, переработку и транспортировку, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии в действиях Полушина В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ.
В жалобе должностного лица, поданной в кассационный суд, поставлен вопрос об отмене судебного акта, при этом приведены доводы о наличии состава правонарушения в действиях Полушина В.Ю.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела. Однако из материалов дела не следует, что на предыдущих стадиях производства по делу было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела. При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Качугского районного суда Иркутской области от 22 ноября 2019 года, вынесенное в отношении Полушина Виктора Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству ФИО10 - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.