Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1487/2019; УИД: 24RS0048-01-2018-009744-56 по иску Барановой Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска об отмене решения, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, признании права на назначение досрочной пенсии, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Барановой Татьяны Юрьевны - Баранова Р.А. на решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 апреля 2019 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баранова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска) об отмене решения ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска N от 22 декабря 2017 г, включении периодов работы с 1 января 1991 г. по 5 февраля 1994 г. в должности музыкального руководителя детского сада-ясли N 17 Даугавпилсского завода приводных цепей Республики Латвия, с 29 сентября 1995 г. по 12 января 1998 г. в должности музыкального руководителя в детском саду N 42 войсковой части "данные изъяты" в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, признании права на назначение досрочной пенсии, назначении страховой пенсии по старости с 12 ноября 2017 г.
Требования мотивированы тем, что истец не согласна с решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска, поскольку период работы в должности музыкального руководителя детского сада-ясли N 17 Даугавпилсского завода приводных цепей Республики Латвия начался до момента признания независимости Латвии, в связи с распадом СССР (6 сентября 1991 г.), трудоустроена была в период существования СССР и воздействовать на уплату страховых взносов в республиках СССР до и после разделения не могла по объективным причинам. В период работы в должности музыкального руководителя в детском саду N 42 войсковой части "данные изъяты" осуществляла работу на полную ставку.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 30 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 октября 2019 г, постановлено:
"Исковые требования Барановой Татьяны Юрьевны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска N от 22 декабря 2017 г. в части отказа Барановой Татьяне Юрьевне во включении периода работы с 29 сентября 1995 г. по 12 января 1998 г. в должности музыкального руководителя в детском саду N 42 войсковой части "данные изъяты" в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска включить период работы Барановой Татьяны Юрьевны с 29 сентября 1995 г. по 12 января 1998 г. в должности музыкального руководителя в детском саду N 42 войсковой части "данные изъяты" в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В удовлетворении требований в остальной части отказать".
В кассационной жалобе представитель Барановой Татьяны Юрьевны - Баранов Р.А. просит об отмене принятых судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Баранова Т.Ю. приказом N от 6 мая 1988 г. принята в детсад-ясли N 32 Даугавпилсского завода приводных цепей Республики Латвия временно музыкальным руководителем. Приказом N от 10 октября 1989 г. с 10 октября 1989 г. переведена в детсад-ясли N 17 музыкальным руководителем. Приказом N от 3 февраля 1994 г. с 5 февраля 1994 г. уволена по сокращению численности работников.
На основании приказа N от 18 сентября 1995 г. с 18 сентября 1995 г. Баранова Т.Ю. принята на работу в Войсковую часть 30185 на должность музыкального руководителя в детский сад N 42 на период декретного отпуска постоянного работника. Приказом N от 28 сентября 1995 г. с 28 сентября 1995 г. Баранова Т.Ю. уволена в порядке перевода в войсковую часть N "данные изъяты". Приказом N от 10 октября 1995 г. истец с 28 сентября 1995 г. принята переводом в детсад музыкальным руководителем. На основании приказа N от 8 января 1998 г. с 12 января 1998 г. уволена в связи с ликвидацией части.
Решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска N от 22 декабря 2017 г, Барановой Т.Ю. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Удовлетворяя требования Барановой Т.Ю. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 29 сентября 1995 г. по 12 января 1998 г. в должности музыкального руководителя в детском саду N 42 войсковой части "данные изъяты", суд руководствовался документальным подтверждением работы истца в указанный период на полную ставку.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Барановой Т.Ю. о включении в стаж периода работы с 1 января 1991 г. по 5 февраля 1994 г. в должности музыкального руководителя детского сада-ясли N 17 Даугавпилсского завода приводных цепей Республики Латвия, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих включение спорного периода работы в страховой стаж на территории Латвийской Республики в установленном Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. порядке.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2015 г, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Латвийской Республики, проживающих на территориях этих государств урегулированы Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.
Согласно статьи 25 указанного Договора в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 1 января 1991 года на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 1 января 1991 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В силу статьи 6 Договора застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность.
В соответствии с Соглашением о применении вышеуказанного Договора, заключенным во исполнение статьи 18 Договора между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики компетентными организациями Договаривающихся Сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Договора применительно к положениям статьи 2 Договора в Российской Федерации являются Пенсионный Фонд Российской Федерации; в Латвийской Республике - Агентство государственного социального страхования - по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования (подпункты "а", "б", "в" пункта 1.1, подпункт "а" пункта 1.2 части 1 статьи 2 Соглашения).
Согласно части 2 статьи 6 Соглашения, при необходимости суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию по законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации компетентная организация одной Договаривающейся Стороны запрашивает у компетентной организации другой Договаривающейся стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного в соответствии с ее законодательством. При этом к запросу прилагаются копии документов о трудовой и иной деятельности, заверенные компетентной организацией. Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению N 2.
Таким образом, для включения в страховой стаж на соответствующих видах работ для назначения пенсии в Российской Федерации, периода работы с 1 января 1991 г. на территории Латвийской Республики, необходимо подтверждение данного страхового периода, приобретенного в соответствии с законодательством Латвийской Республики, Агентством государственного социального страхования.
Из материалов дела следует, что сведениями Даугавпилсского зонального государственного архива от 24 апреля 2015 г, от 2 октября 2018 г, подтвержден лишь период работы истца с 10 октября 1989 г. по 5 февраля 1993 г. музыкальным руководителем на одну ставку в детский сад - ясли N 17. В отношении сведений об уплате страховых взносов за 1991-1992, 1994 указано, что лицевые счета работников детского сада-яслей N 17 за 1991-1992 не сохранились, в лицевых счетах работников детского сада-яслей N 17 за 1994 нет лицевого счета Барановой Т.Ю, в представленном лицевом счете за 1993 в отношении Барановой Т.Ю. отсутствуют отметки об осуществлении отчислении страховых взносов.
В ответ на судебный запрос от 25 января 2019 г. Агентством Государственного социального страхования Латвийской Республики не представлено сведений о включении спорного периода работы истца в страховой стаж на территории Латвийской Республики.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих основания включения в спорный стаж периода работы истца на территории Латвийской Республики с 1 января 1991г, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении периода работы с 1 января 1991 г. по 5 февраля 1994 г. в должности музыкального руководителя детского сада-ясли N 17 Даугавпилсского завода приводных цепей Республики Латвия, в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Соответственно, поскольку стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с учетом включенного судом периода как на дату подачи заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так и на дату вынесения решения, составил менее требуемых 25 лет, следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований Барановой Т.Ю. о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии, является правильным.
Доводы представителя истца о включении спорного периода работы истца на территории Латвийской Республики как начавшегося до приобретения Латвией статуса суверенного государства были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Барановой Татьяны Юрьевны - Баранова Р.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.