Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (N2-813/2019) по иску М.В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.В.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование требований указал, что 7 сентября 2018 г. в связи с достижением пенсионного возраста он обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с приложением необходимого пакета документов. Решением комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 20 сентября 2018 г. истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа государственной гражданской службы. При этом в стаж государственной гражданской службы не включен период работы в Комитете по геологии и использованию недр Читинской области в должности главного геолога отдела госгеолконтроля. Полагает отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований признать решение комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по пенсионным вопросам от 20 сентября 2019 г. об отказе в назначении истцу пенсии незаконным; включить в стаж государственной гражданской службы периоды работы с 1 января 1989 г. по 17 ноября 1993 г. в должности главного геолога Апсатской партии, с 1 января 1996 г. по 16 марта 1999 г. в должности главного геолога отдела госгеолконтроля, назначить истцу пенсию за выслугу лет с даты обращения за ее назначением - с 7 сентября 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 3 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований М.В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 августа 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение.
Суд апелляционной инстанции признал решение комиссии по пенсионным вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 20 сентября 2018 г. об отказе в назначении пенсии М.В.А. незаконным. Включил указанные периоды работы в стаж государственной гражданской службы М.В.А. для назначения пенсии за выслугу лет. Обязал Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края назначить М.В.А. пенсию за выслугу лет с 7 сентября 2018 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ответчика ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 августа 2019 г, как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает что, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены нарушения, указанные в ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда в части включения в стаж истца, дающий право на назначение указанной пенсии, периода работы истца в должности главного геолога Апсатской партии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика, который ссылается на то, что при назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в 2016 г. период работы истца в качестве геолога Апсатской партии был включен в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со Списком N 2, в указанный период истец не выполнял функций государственного управления.
Судами установлено, что М.В.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 18 марта 2016 г. является получателем пенсии по старости.
7 сентября 2018 г. М.В.А. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 20 сентября 2018 г. N 6 общий стаж государственной гражданской службы М.В.А. составляет 12 лет 06 месяцев 02 дня. Спорные периоды в стаж государственной гражданской службы не включены.
В отсутствие оснований для назначения пенсии за выслугу лет в назначении пенсии М.В.А. отказано.
Разрешая спор в части включения в стаж государственной гражданской службы периода работы истца с 1 января 1996 г. по 16 марта 1999 г. в должности "данные изъяты", суд исходил из того, что в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33, должность главного геолога отсутствует; указанный Реестр расширительному толкованию не подлежит.
Также суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о включении в стаж государственной гражданской службы истца периода работы с 1 января 1989 г. по 17 ноября 1993 г. в должности "данные изъяты", в связи с отсутствием доказательств выполнения истцом в спорный период функций государственного управления.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что в соответствии с Положением о Комитете по геологии и использованию недр, утвержденном председателем Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации 13 августа 1992 г, Комитет по геологии и использованию недр Читинской области (Читагеолком) является территориальным подразделением органа управления государственным фондом недр Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Комитет подчиняется непосредственно Комитету по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимосвязи с Советами народных депутатов и администрации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Проанализировав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 1 января 1996 г. по 16 марта 1999 г. подлежал включению в стаж государственной гражданской службы, поскольку предшествующий работе в должности главного геолога период работы истца в должности главного специалиста включен ответчиком в стаж государственной гражданской службы в бесспорном порядке, а условия работы с января 1996 г. не изменились.
Кроме того судебная коллегия Забайкальского краевого суда сочла ошибочными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж государственной гражданской службы истца периода работы с 1 января 1989 г. по 17 ноября 1993 г. в связи с отсутствием доказательств выполнения истцом в спорный период функций государственного управления, ссылаясь на то, что анализ представленных в материалы дела доказательств, нормативно-правовых актов о структуре органов, входящих в состав Министерства геологии РСФСР, действовавших в спорный период, позволяет прийти к выводу об обратном.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы о том, что в период работы главным геологом Апсатской партии истец не выполнял функций государственного управления, заслуживают внимания.
Действительно, Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 ноября 1969 г. N 626 утверждено Положение о Министерстве геологии РСФСР (далее - Положение).
Как следует из п. 2 Положения, главными задачами Министерства геологии РСФСР являются: обеспечение высоких темпов и качества проведения геологоразведочных работ и роста производительности труда на основе научно-технического прогресса в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и обороны страны в разведанных запасах минерального сырья; проведение при минимальных затратах общественного труда работ по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых, повышение их эффективности, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; обеспечение высоких технико-экономических показателей геологоразведочных работ и др.
Согласно п. 5 Положения Министерство геологии РСФСР в соответствии с возложенными на него задачами: изменяет в установленном порядке плановые задания организациям, предприятиям и учреждениям, подведомственным Министерству, обеспечивает выполнение ими установленных планов; осуществляет силами подведомственных организаций поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, разработку и внедрение эффективных методов проведения геологоразведочных работ, обеспечивает осуществление мероприятий по улучшению организации и повышению качества этих работ, а также по повышению достоверности разведанных запасов; осуществляет через производственные геологические объединения проверку и утверждение подсчетов запасов общераспространенных полезных ископаемых, представляемых предприятиями и организациями в установленном порядке; обеспечивает выполнение требований охраны недр, охраны лесов и землепользования при проведении геологоразведочных работ подведомственными Министерству организациями; финансирует в установленном порядке подведомственные организации, предприятия и учреждения; разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на улучшение производственно-финансовых показателей.
В п. 7 Положения указано, что Министр геологии РСФСР поручает решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Министерства, структурным подразделениям Министерства, а также подведомственным Министерству производственным геологическим объединениям.
Суд апелляционной инстанции не дал оценку указанному пункту, в котором указаны как структурные подразделения самого Министерства, так и подведомственные Министерству производственные геологические объединения, которым Министр геологии может поручить решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Министерства.
Ссылаясь на отдельные пункты Постановления Совета Министров РСФСР от 7 июля 1978 г. N 334 "О схеме управления отраслью геологии и разведки недр РСФСР", суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с п. 1 этого постановления на Министерство геологии РСФСР возложена обязанность осуществить переход на трехзвенную систему управления отраслью, предусмотренную генеральной схемой управления отраслью геологии и разведки недр, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. N 433.
П. 9 Постановления Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. N 433 Министерству геологии СССР предписывалось в 2-месячный срок разработать и утвердить положение о производственном геологическом объединении применительно к Положению о производственном объединении (комбинате), утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212, в соответствии с которым производственное объединение (комбинат) представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации и другие производственные единицы.
В Приложении N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 7 июля 1978 г. N 334 "Перечень производственных геологических объединений Мингео РСФСР" в числе прочих указано Читинское производственное геологическое объединение (Читагеология), г. Чита.
Записи в трудовой книжке истца о приеме его на работу главным геологом в Удоканскую партию, переводе, назначении главным геологом Апсатской партии произведены Удоканской геологоразведочной экспедицией производственного геологического объединения "Читагеология".
Придя к выводу о том, что Апсатская партия являлась подразделением Удоканской геологоразведочной экспедиции производственного геологического объединения "Читагеология", суд апелляционной инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что объединение относилось к сфере производства (производственное геологическое объединение), а не к сфере управления (не к структурному подразделению самого Министерства).
Доказательств, подтверждающих поручение Министерством геологии решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Министерства, производственному геологическому объединению "Читагеология", в деле не имеется.
Действительно, квалификационным справочником должностей руководителей и специалистов производственных организаций Министерства геологии СССР, утв. приказом Министерства геологии СССР от 10 февраля 1987 г. N 60, предусмотрена должность главного геолога, в должностные обязанности которого входят: руководство организацией и проведением комплексного изучения геологического строения земных недр на закрепленной территории; организация внедрения в производство рациональных методов поисков и разведки полезных ископаемых применительно к конкретным условиям, новейших достижений геологической науки и передового опыта; обеспечение разработки основных направлений и перспективных планов развития геологоразведочных работ, годовых и поэтапных геологических заданий, планов завершения геологических работ и списания затрат по ним; разработка и внедрение мероприятия по повышению экономической эффективности всех видов геологических исследований; обеспечение контроля за выполнением постановлений, распоряжений и приказов по геологическим вопросам; направление и координация деятельности подразделений геологического профиля и др.
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о том, что работа в должности главного геолога геологической партии также была связана с исполнением функций государственного управления в области геологии, не мотивировал указанный вывод, не указал, какие конкретно из перечисленных обязанностей главного геолога геологоразведочной партии относятся к функциям государственного управления.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
П. 19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу дет государственных гражданских служащих Забайкальского края, утвержденного Постановлением Губернатора Забайкальского края от 10 июня 2015 г. N 57, предусмотрены должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе, в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости включения периода работы истца в должности главного геолога Апсатской партии с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г. в стаж государственной гражданской службы на основании п.19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края, утвержденного Постановлением Губернатора Забайкальского края от 10 июня 2015 г. N 57, а также п. 2 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края периодов службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 июня 2015 г. N 280, и о назначении истцу соответствующей пенсии, является преждевременным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить требования в части включения периода работы истца с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г. в стаж государственной гражданской службы, назначении вышеупомянутой пенсии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 августа 2019 г. в части включения периода работы истца с 1 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г. в стаж государственной гражданской службы и назначения соответствующей пенсии, отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.