Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-433/2019) по иску А.А.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя истца - В.А.А, действующей на основании ордера, возражавшей против удовлетворения жалобы, принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
А.А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Краснокаменске) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 24 апреля 2018 г. он обратился в УПФР г. Краснокаменске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Решением начальника УПФР в г. Краснокаменске от 1 августа 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию ему отказано в связи с тем, что на момент обращения его страховой стаж составляет 14 лет 6 месяцев, стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеет.
В специальный стаж истца не включен период его работы с 1 сентября 1979 г. по 27 июля 1993 г. в Ахалкалакской райсельхозтехнике аккумуляторщиком, в связи с тем, что бланк представленной в Пенсионный орган трудовой книжки не соответствует дате ее заполнения.
Представленные справки о стаже работы истца, выданные Министерством юстиции Грузии, не относятся к допустимым документам, на основании которых могут быть включены периоды работы в специальный стаж.
Из содержания письма Агентства социального обслуживания Грузии при Министерстве труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии от 23 июля 2017 г. N следует, что пенсионное обеспечение Грузии не предусматривает пенсионное обеспечение населения по льготным условиям.
Полагая решение ответчика необоснованным и незаконным, истец указал на то, что в спорный период времени он работал в г. Ахалкалаки, Грузия, в Ахалкалакской райсельхозтехнике, аккумуляторщиком шестого разряда полный рабочий день.
Трудовая книжка, которая была представлена им при обращении к ответчику за назначением страховой пенсии, содержит запись о периоде его работы с 1 сентября 1979 г. по 27 июля 1993 г.
При этом указание ответчика на то, что серия и номер представленной истцом трудовой книжки не соответствует дате ее заполнения, несостоятелен, поскольку трудовая книжка ему была заменена в отделе кадров организации, где он работал, в связи с наличием ошибки в его личных данных, допущенных работниками отдела кадров, что подтверждается справкой, выданной директором ООО "Ахалкалакская сельхозтехника".
Спорные периоды работы проходили на территории Грузии. Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из Грузии, регламентируется, соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г, в соответствии с которым в трудовой (страховой) стаж включаются периоды трудовой или иной общественно-полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательствами Сторон, в течение которой уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение. Датой начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР является 1 января 1991 года.
Просил суд признать незаконным указанное решение начальника УПФР в г. Краснокаменске в части отказа ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанный период и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 апреля 2018 г.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 16 апреля 2019 г. в удовлетворении исковых требований А.А.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 августа 2019 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 16 апреля 2019 г. отменено с принятием нового решения. Суд признал незаконным решение пенсионного органа в части отказа А.А.П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ период работы с 1 сентября 1979 г. по 31 декабря 1991 г, назначить А.А.П. досрочную страховую пенсию по старости с 24 апреля 2018 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Краснокаменске ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 августа 2019 г. как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами, 24 апреля 2018 г. истец обратился в УПФР в г.Краснокаменске с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно в связи с наличием у него необходимого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
При обращении в пенсионный орган, А.А.П. к своему заявлению о назначении пенсии предоставил: трудовую книжку N от 24 апреля 2018 г, справки о стаже от 12 марта 2018 г. N, от 12 марта 2018 г. N, справку о заработной плате от1 мая 2018 г. N.
Решением начальника УПФР в г.Краснокаменске от 1 августа 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости А.А.П. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии. По состоянию на момент обращения пенсионным органом установлено наличие у истца страхового стажа - 14 лет 6 месяцев, стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется. При этом в страховой стаж включены периоды работы истца с 1 января 2002 г. по 30 июня 2016 г. в ИП А.А.П. на основании выписки из индивидуального лицевого счета.
Период работы А.А.П. с 1 сентября 1979 г. по 27 июля 1993 г. в Ахалкалакской райсельхозтехнике не включен в стаж для назначения пенсии, поскольку бланк представленной трудовой книжки был выпущен в 1987 году, поэтому пенсионный орган пришел к выводу о том, что трудовая книжка истца с внесенной в нее записью о его работе с 1 сентября 1979 г. не могла быть заполнена в 1987 году. В представленных справках о стаже, выданных Министерством юстиции Грузии, не указано основание выдачи, кроме того, указанный орган не может подтверждать стаж, заработок и т.д, а только оказывает содействие в истребовании необходимых документов. Кроме того, пенсионный орган указал, что письмом Агентства социального обслуживания Грузии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие льготного пенсионное обеспечения.
Также судами было установлено, что А.А.П. является гражданином Российской Федерации, подтверждением чему является паспорт гражданина России, выданный истцу 4 мая 2018 г. Ранее ему были выданы паспорта гражданина России 7 сентября 2005 г, 20 апреля 2007 г, 28 декабря 2010 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции согласился с решением пенсионного органа, посчитал, что истцом не представлены доказательства занятости в спорный период времени льготной функцией полный рабочий день, не установилправовых оснований для назначения А.А.П. досрочной страховой пенсии при отсутствии достаточного специального стажа.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что в представленной в дело копии трудовой книжки истца серии ЗТ-1 N, заполненной 20 октября 1979 г, содержится запись от 1 сентября 1979 г. N, внесенная в Ахалкалакской райсельхозтехнике - "Принят регулировщиком. Аккумуляторщиком" на основании приказа N от 3 сентября 1979 г.; запись под N от 27 июля 1993 г. "Освободить от занимаемой должности согласно личному заявлению" на основании приказа N от 27 июля 1993 г.
Справкой, выданной 7 декабря 2018 г. N, за подписью директора ООО "Ахалкалакская сельхозтехника" М.Пашяна, заверенной печатью, подтверждается замена трудовой книжки по обращению А.А.П. в связи с тем, что ранее при ее заполнении была допущена ошибка в написании данных года рождения А.А.П. (1963 год вместо 1962 год). А.А.П. была выдана новая трудовая книжка серии N выпуска 1987 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленными доказательствами обоснована причина выдачи А.А.П. бланка трудовой книжки, выпущенного в 1987 г, с внесенной в нее записью от 1979 г.
Справками Министерства юстиции Грузии от 12 марта 2018 г. N и N, выданных А.А.П, также подтверждается, что он с 1 сентября 1979 г. по 27 июля 1993 г, действительно, работал в должности аккумуляторщика шестого разряда Ахалкалакского района Республики Грузия в "Сельхозтехнике".
За период с 1 января 1987 г. по 30 декабря 1991 г. А.А.П. получил заработную плату в размере 36 050 руб, что также подтверждается справкой того же органа N от 1 мая 2018 г.
Суд апелляционной инстанции дал оценку положениям Соглашения от 16 мая 1997 г, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, указав, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
Оценив представленные доказательства, применив указанные нормы права, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда пришла к выводу о возможности включения в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 -ФЗ, периодов его работы с 1 сентября 1979 г. по 31 декабря 1991 г. в количестве 12 лет 4 мес, что достаточно для назначения пенсии истцу, достигшему 56 лет, со снижением возраста в соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального права.
Статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно чч. 2, 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", сохранено действие Списка N1 и Списка N2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, применявшихся на территории Российской Федерации сначала на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N517, а затем на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N537.
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
При этом для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В Списке N2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, (раздел XXXIII. "Общие профессии" код 23200000) поименованы "Аккумуляторщики" (код 23000000-10047).
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Частью 1 ст. 14 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства в соответствии с Соглашением от 16 мая 1997 г, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения.
В силу ст. 1 Соглашения трудовой (страховой) стаж - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 6 названного Соглашения от 16 мая 1997 г. назначение пенсий гражданам Российской Федерации и Грузии производится компетентными органами по месту их постоянного жительства.
Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г. (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Распоряжением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в российскую федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Статьей 6 указанных Рекомендаций установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 16 мая 1997 г, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Грузия (в том числе до вступления в силу указанного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абз. 5 ст. 1 Соглашения от 16 мая 1997 г, периоды работы после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа (в том числе, о несогласии с правовой оценкой представленной истцом трудовой книжки) не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с недочетами при оформлении работодателем трудовой книжки, то есть не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.