Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-514/2019; УИД: 24RS0014-01-2018-002657-33 по иску Радкевич Людмилы Радиславовны к администрации города Енисейска Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о включении периода прохождения военной службы в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Радкевич Л.Р. обратилась в суд с иском к администрации г. Енисейска Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о включении периода прохождения военной службы в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Требования мотивированы тем, что она с 2 октября 2010 г. состоит в администрации города Енисейска на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При постановке на учет ей было разъяснено, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие "периоды работы или иной деятельности". Между тем, она, являясь жителем г. Енисейска Красноярского края, отнесенного к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, проходила военную службу в войсковой части "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации, в период с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. Полагает, что не включение периодов военной службы в общий стаж, противоречит нормам действующего законодательства.
Просила (с учетом уточнений) включить период прохождения военной службы с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г, постановлено:
"Исковые требования Радкевич Людмилы Радиславовны удовлетворить.
Включить период прохождения Радкевич Людмилой Радиславовной военной службы в войсковой части "данные изъяты" с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. (8 лет 10 месяцев 9 дней) в общую продолжительность стажа ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"".
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Митюкова Е.А. просит об отмене принятых судебных постановлений, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Радкевич Л.Р. с 15 июня 1976 г. работала на различных предприятиях г. Енисейска, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из трудовой книжки истца и справки N от 23 ноября 2018 г, представленной военным комиссаром г. Енисейска и Енисейского района следует, что истец в звании ефрейтора с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. проходила военную службу по контракту в войсковой части "данные изъяты", дислоцированной в г. Енисейске.
2 октября 2014 г. Радкевич Л.Р. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты - жилищной субсидии как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по очереди "инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера... " с составом семьи 4 человека.
Согласно справке администрации г. Енисейска N от 30 октября 2018 г. Радкевич Л.Р. является пенсионером с 25 апреля 2008 г, общая продолжительность стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет 22 года 07 месяцев 21 день.
При этом на основании сведений о стаже, представленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края при определении общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период прохождения военной службы с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. не учтен.
Учетное дело Радкевич Л.Р. направлено в Министерство строительства края для предоставления социальной выплаты, где норматив ее предоставления определен в размере 0, 90 %, а при включении в трудовой стаж периода службы Радкевич Л.Р. в войсковой части, социальная выплата будет предоставлена ей в полном объеме - в размере 100 %, что подтверждается справкой администрации г. Енисейска Красноярского края N от 04 апреля 2019 г.
Разрешая спор о включении периода прохождения истицей военной службы в период с 21 июня 1993 г. по 30 апреля 2002 г. в стаж работы, дающий право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и пришел к выводу о том, что период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы (или) иной деятельности.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Указанные выводы судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), общей продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нуждаемостью в улучшении жилищных условий (отсутствием жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Также учитывается наличие инвалидности.
Согласно положений статьи 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Время нахождения граждан на военной службе (по контракту и по призыву) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности (пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ).
Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на военной службе, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных Радкевич Л.Р. исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Енисейского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.