N 88- 4671/2020
г. Кемерово |
19 марта 2020 г. |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кожевниковой Л.П, рассмотрев кассационную жалобу представителя Е.В.Я... - Г.И.А, действующего на основании доверенности, на апелляционное определение Центрального районного суда г. Читы от 22 октября 2019 г.
по делу N 11-243/2019 (N 2-38/2019) по иску Е.В.Я. к Государственному учреждению Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации
установил:
Е.В.Я. обратилась к Государственному учреждению Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ФСС) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в размере 46 456 рублей. В обоснование иска указала, что в соответствии с программой реабилитации, как инвалид третьей группы, нуждается в протезе голени модульного типа, в том числе и при недоразвитии, который приобретен ею самостоятельно 11 декабря 2017 г. в обществе с ограниченной ответственностью "Забайкальский Протезно-Ортопедический центр" (далее - ООО "Забайкальский ПОЦ") за 122 000 рублей.
По заявлению истца о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации ответчик на основании приказа произвел выплату истцу в размере только 75 544 руб.
Считает, что ответчик необоснованно недоплатил ей сумму в размере 46 456 рублей, которую просит взыскать с ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Читы от 25 марта 2019 г. исковые требования удовлетворены, с ГУ ФСС в пользу истца взыскана сумма в размере 46 456 рублей.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Читы от 22 октября 2019 г. решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Читы от 25 марта 2019 г. отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представитель Е.В.Я. - Г.И.А, действующий на основании доверенности, обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения Центрального районного суда г. Читы от 22 октября 2019 г, просит оставить в силе решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Читы от 25 марта 2019 г.
Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П. 31 января 2020 г. возбуждено производство по жалобе, представителя Е.В.Я. - Г.И.А, согласно ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.379.7 ГПК РФ).
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела Е.В.Я, инвалид "данные изъяты", нуждающаяся в протезе голени модульного типа в том числе и при недоразвитии, приобрела его самостоятельно 11 декабря 2017 г. в обществе с ограниченной ответственностью "Забайкальский Протезно-Ортопедический центр" за 122 000 рублей. После чего обратилась в ГУ ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.
Заявление от истца в региональное отделение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации поступило 12 декабря 2017 г.
На дату подачи заявления исполненным в полном объеме являлся государственный контракт от 23 мая 2017 г. N. N, который был применен для определения размера компенсации, в соответствии с которым Е.В.Я. выплачено -75 544 рублей.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании недоплаченной суммы в размере 46 456 рублей, мировой судья исходил из того, что в целях определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. При этом суд указал, что доказательств несоответствия технического средства реабилитации, приобретенного истцом, индивидуальной программе реабилитации инвалида и его стоимости, ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопреки установленным правовым нормам ответчик произвел расчет компенсации не по аналогичным техническим характеристикам, о чем истец представил убедительные доказательства, не опровергнутые представителем ответчика.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, указав, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации истец нуждается, в том числе, в техническом средстве реабилитации - протезе голени модульного типа. Указаний на какие-либо дополнительные функции и технические характеристики протеза в индивидуальной программе реабилитации не содержится. Изменения в программу реабилитации не внесены. Объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Суд апелляционной инстанции учел, что поскольку размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только индивидуальной программой реабилитации инвалида. Ввиду того, что индивидуальной программой реабилитации установлена нуждаемость истца в протезе голени модульного типа, то в силу установленного порядка отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вправе было выплатить истцу компенсацию за приобретение, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Принимая решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 75544 руб, ответчик исходил из того, что на дату подачи истцом заявления о выплате такой компенсации исполненным в полном объеме являлся государственный контракт от 23 мая 2017 г. N. N согласно которому ответчиком приобретен протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, стоимостью 75 544 руб..
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для производства выплаты в большем размере у ответчика не имелось. В данном случае ответчик правомерно исходил из стоимости протеза, указанного в последнем государственном контракте, исполненном в полном объеме на дату подачи истцом заявления о выплате компенсации, и являющемся аналогичным по виду и наименованию протезу, приобретенному истцом. Предусмотренный Порядком механизм компенсации стоимости технических средств реабилитации в размере, не превышающем стоимость аналогичных средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами, не ограничивает права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанций правильно.
Так, правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (п. 4 данных правил).
В соответствии с п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч.6 ст.11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Мировой судья, возложив на ответчика обязанность доказать не соответствие технического средства реабилитации, приобретенного истцом, индивидуальной программе реабилитации инвалида, неправильно распределил бремя доказывания, поскольку исходя из указанных норм права уполномоченный орган сопоставляет наименование технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, определяя размер компенсации по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они основаны на верном толковании и применении норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных норм права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 ГПК РФ является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется, поскольку суд апелляционной инстанции не допущено нарушение норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Центрального районного суда г. Читы от 22 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Е.В.Я. - Г.И.А. - без удовлетворения.
Судья Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.