Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-697/2019, УИД: 24RS0040-02-2019-000594-57 по иску Акишина Анатолия Валерьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акишин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (далее - ГУ УПФ РФ в г. Норильске) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что с июля 1995г. работал водолазом, общий стаж его пребывания под водой с начала водолазной практики по 31 декабря 2017 г. составляет 4299, 38 часов. 25 октября 2018г. он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Норильске о досрочном назначении пенсии по старости. Решением N от 6 февраля 2019 г. ответчик отказал ему в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Считает решение незаконным и необоснованным, т.к. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости должны быть включены спорные периоды его работы, поскольку законодательство предусматривает в качестве условия назначения пенсии водолазам наличие пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более. То обстоятельство, что в отдельные месяцы работы водолазом его время пребывания под водой составляло менее 25 часов, не может явиться основанием для не включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Просил суд признать незаконным решение об отказе в досрочном назначении пенсии N от 6 февраля 2019 г, включить в специальный стаж все периоды его работы водолазом согласно данным личной книжки водолаза, трудовой книжки, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию по старости с 24 ноября 2018 г.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 28 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований Акишина Анатолия Валерьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о признании незаконным решения N от 6 февраля 2019 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г. постановлено:
"Решение Норильского городского суда (в районе Талнах) от 28 июня 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г..Норильске включить Акишину Анатолию Валерьевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности водолаза: с 13 июля 1995 г..по 12 мая 1997 г, с 25 мая 2000 г..по 25 июля 2000 г, с 29 июля 2000 г..по 31 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г..по 15 марта 2001 г, с 27 марта 2001 г..по 31 мая 2001 г, с 1 июля 2001 г..по 18 июля 2001 г, с 25 июля 2001 г..по 19 августа 2001 г, с 15 сентября 2001 г..по 31 декабря 2001 г, с 13 марта 2002 г..по 8 сентября 2002 г, с 18 ноября 2002 г..по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г..по 30 апреля 2003 г, с 1 июня 2003 г..по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г..по 6 мая 2004 г, с 14 мая 2004 г..по 11 июля 2004 г, с 17 июля 2004 г..по 31 октября 2004 г, с 27 ноября 2004 г..по 31 декабря 2004 г, с 1 января 2005 г..по 31 августа 2005 г, с 1 октября 2005 г..по 31 декабря 2005 г, с 17 февраля 2006 г..по 12 марта 2006 г, с 1 июня 2006 г..по 9 ноября 2006 г, с 5 декабря 2006 г..по 26 декабря 2006 г, с 28 декабря 2006 г..по 31 декабря 2006 г, с 1 января 2007 г..по 14 января 2007 г, с 1 февраля 2007 г..по 28 марта 2007 г, с 24 апреля 2007 г..по 27 июня 2007 г, с 25 августа 2007 г..по 25 сентября 2007 г, с 1 октября 2007 г..по 31 октября 2007 г, с 27 ноября 2007 г..по 16 декабря 2007 г, с 1 января 2008 г..по 24 марта 2008 г, с 26 марта 2008 г..по 30 марта 2008 г, 20 апреля 2008 г, с 24 апреля 2008 г..по 23 июня 2008 г, с 25 июня 2008 г..по 22 сентября 2008 г, с 24 сентября 2008 г..по 19 октября 2008 г, с 1 января 2009 г..по 14 января 2009 г, с 20 января 2009 г..по 24 марта 2009 г, с 26 марта 2009 г..по 5 апреля 2009 г, с 1 мая 2009 г..по 23 июня 2009 г, с 1 сентября 2009 г..по 22 сентября 2009 г, с 24 сентября 2009 г..по 25 октября 2009 г, с 24 ноября 2009 г..по 22 декабря 2009 г, с 24 декабря 2009 г..по 31 декабря 2009 г, с 1 января 2010 г..по 12
января 2010 г, с 26 января 2010 г..по 23 марта 2010 г, с 1 июня 2010 г..по 22 июня 2010 г, с 24 июня 2010 г..по 27 июня 2010 г, с 1 июля 2010 г..по 21 сентября 2010 г, с 23 сентября 2010 г, по 17 октября 2010 г, 14 ноября 2010 г, с 16 ноября 2010 г..по 5 декабря 2010 г, с 11 декабря 2010 г..по 28 декабря 2010 г, с 30 декабря 2010 г..по 31 декабря 2010 г, с 1 января 2011 г..по 25 февраля 2011 г, с 2 апреля 2011 г..по 3 апреля 2011 г, с 9 апреля 2011 г..по 10 апреля 2011 г, с 12 апреля 2011 г..по 23 июня 2011 г, с 25 июня 2011 г..по 30 июня 2011 г, с 2 мая 2012 г..по 30 сентября 2012 г, с 23 декабря 2012 г..по 31 декабря 2012 г, с 1 июня 2013 г..по 23 июля 2013 г, с 25 июля 2013 г..по 31 августа 2013 г, с 1 декабря 2013 г..по 31 декабря 2013 г, с 9 января 2014 г..по 31 марта 2014 г, с 7 июня 2014 г..по 31 июля 2014 г, с 1 октября 2014 г..по 31 октября 2014 г, с 1 марта 2015 г..по 31 марта 2015 г, с 2 мая 2015 г..по 30 июня 2015 г, с 1 декабря 2015 г..по 27 декабря 2015 г, с 21 января 2016 г..по 31 января 2016 г, с 5 марта 2016 г..по 31 марта 2016 г, с 1 июня 2016 г..по 30 июня 2016 г, с 8 июля 2016 г..по 19 июля 2016 г, 21 июля 2016 г, с 23 июля 2016 г..по 25 июля 2016 г, с 27 июля 2016 г..по 31 июля 2016 г, с 1 августа 2016 г..по 31 августа 2016 г, с 1 января 2017 г..по 24 января 2017 г, с 1 февраля 2017 г..по 31 марта 2017 г, с 15 сентября 2017 г..по 30 сентября 2017 г, с 12 октября 2017 г..по 25 октября 2017 г, с 27 октября 2017 г..по 31 октября 2017 г, и назначить страховую пенсию по старости с 24 ноября 2018 г..
В удовлетворении остальной части исковых требований Акишину А.В. отказать".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края Глухарева Е.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г. в удовлетворенной части исковых требований, и оставить без изменения решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 июня 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемого судебного постановления судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Норильске от 6 февраля 2019 г. N Акишину А.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку не были приняты к зачету месяцы, в которых нахождение под водой составило менее 25 часов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в соответствии со Списком N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, право на назначение досрочной пенсии имеют водолазы и другие работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц). Поскольку отдельные периоды работы истца в качестве водолаза не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции отказал во включении их в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В соответствии со ст.ст.8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п.1 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Частью 2 ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшими положениями Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.п. "б" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10.
Списком N1 разделом 10, разделом XXIII (код позиции 12100000-11465) право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях предусмотрено водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Из материалов дела следует, что Акишин А.В. 13 июля 1995 г. был принят водолазом в МП "Подводно-технические работы", которое впоследствии переименовано в ООО "ПТР", 12 мая 1997 г. уволен по собственному желанию. 22 мая 2000 г. истец принят водолазом отряда подводно-технических работ РМСТ "Норильскэнергоремонт" ПО "Норильскремонт" ОАО "Норильская горная компания" Заполярный филиал, 13 июня 2012 г. переведен старшим водолазным специалистом отряда подводно-технических работ РМСТ "Норильскэнергоремонт", где продолжает работать по настоящее время.
Согласно Разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N6 "О порядке применения Списков N1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26 января 1991 г, и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N591 от 9 августа 1991 г.", пенсии по Списку N1 следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
При этом, законодатель применяет разделительный союз "либо", что свидетельствует о том, что те работники, у которых время пребывания под водой с начала водолазной практики составляет более 2750 часов, имеют право на льготную пенсию независимо от того, какое количество часов под водой они пребывали в том или ином году или в месяце.
Указанные Разъяснения не отменены и не признаны утратившими силу до настоящего времени.
В силу п.4 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аналогичное положение содержалось в п.3 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с целью единообразного применения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения. Аналогичная норма содержалась в п.2 Постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", согласно которой Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
Таким образом, Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 6 изданы уполномоченным органом и в пределах предоставленной ему компетенции, согласованы с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, соответственно, носят нормативный характер и подлежат применению наряду с иными нормативными актами в сфере пенсионного регулирования.
Указанные Разъяснения предусматривают в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2 750 часов и более.
Пунктом 1.2 Типового положения о личной книжке водолаза (приложение 19 к "РД 31.84.01-90. Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть I. Правила водолазной службы", утвержденным Минморфлотом СССР 24 апреля 1991г.), предусмотрено, что личная книжка водолаза служит документом, удостоверяющим квалификацию водолаза, установленную глубину погружения, прохождения водолазной службы, количества часов пребывания под водой, характер выполнявшихся водолазных работ, результаты ежегодных проверок знаний по специальности и требованиям безопасности, а также является основанием для выплаты единовременного денежного вознаграждения за длительное пребывание под водой с начала водолазной практики и оформления льготной пенсии.
Установив из личной карточки водолаза Акишина А.В, что его водолазная практика началась с 1993 г. Количество часов подводной работы истца составляет: 1995 г. - 232 часа, 1996 г. - 415 часов, 1997 г. - 19 часов, 2000 г. - 137 часов 48 мин, 2001 г. - 231 час, 2002 г. - 250 часов 20 мин, 2003 г. - 279 часов 25 мин, 2004 г. - 235 часов 58 мин, 2005 г. - 264 час. 07 мин, 2006 г. - 195 часов 10 мин, 2007 г. - 215 часов 45 мин, 2008 г. - 248 часов 25 мин, 2009 г. - 155- часов 30 мин, 2010 г. - 199 часов 35 мин, 2011 г. - 113 часов 30 мин, 2012 г. - 72 часа 25 мин, 2013 г. - 194 часа 20 мин, 2014 г. - 251 час 35 мин, 2015 г. - 187 часов, 2016 г. - 201 час, 2017 г. - 133 часа 35 минут. Итого, общее количество часов работы истца под водой в должности водолаза составляет - 4232 часа 38 мин, суд апелляционной инстанции с учетом ч.2 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", п.13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пришел к выводу, что отказ пенсионного органа включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости спорные периоды работы истца является неправомерным и не основанным на законе, так как суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики составляет более 2750 часов.
Материалами дела также подтверждено, что Акишин А.В, обращаясь 24 октября 2018 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, достиг установленного для назначения досрочной пенсии возраста 45 лет 24 ноября 2018 г.
Принимая во внимание, что с учетом включения спорных периодов на указанную дату требуемый специальный стаж составил более 10 лет, страховой стаж в районах Крайнего Севера более 30 лет, вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 ноября 2018г, является правильным.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судом апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном постановлении, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.