Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная фирма "СКАТ" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N 38/19 от
17 мая 2019 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от
27 июня 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от
2 сентября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная фирма "СКАТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N 38/19 от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения решением Зареченского районного суда города Тулы от 27 июня 2019 года и решением судьи Тульского областного суда от 2 сентября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная фирма "СКАТ" (далее -
ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ" просит отменить названные акты, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от
10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов.
Согласно части 3 статьи 22 указанного Закона, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Из содержания части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года
N 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия но восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении и в условиях действия разрешения, не допускается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федеральный закон от 4 мая 1999 года
N 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Статья 14 данного Закона предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемая
ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ" промышленная площадка по адресу:
"адрес", включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относится ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Управления Росприроднадзора по Тульской области от
23 января 2018 года N 17-н утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На основании приказа обществу выдано разрешение N-о от 18 апреля 2018 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников
ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ" со сроком действия с 18 апреля 2018 года по 22 января 2025 года.
Государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на основании поступившего 13 марта 2019 года обращения о загрязнении атмосферного воздуха была проведена выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", осуществляющего деятельность по адресу: "адрес".
В рамках осуществления контроля соблюдения нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух специалистами ФБУ "Тульский ЦСМ" 22 марта 2019 года были отобраны пробы промышленных выбросов в атмосферу от трубы, отходящей от покрасочной камеры
(источник N) ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ".
По результатам произведенного ФБУ "Тульская ЦСМ" количественно-химического анализа отобранных проб промышленных выбросов было установлено, что в составе промышленных выбросов в атмосферный воздух от трубы, отходящей от покрасочной камеры ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", осуществляется выброс загрязняющих веществ, а именно: диоксида азота и фенола (гидроксибензола).
При этом загрязняющее вещество диоксид азота отсутствует в нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам - для источника N (покрасочная камера), являющихся приложением к разрешению N-Р от 18 апреля 2018 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданном ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ".
Также загрязняющее вещество фенол (гидроксибензол) отсутствует в разрешении от 18.04.2018 N-Р на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданном ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", и нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам - для источника N (покрасочная камера), являющихся приложением к указанному разрешению.
В соответствии с пунктом 1 Условий действия разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приложение N к Разрешению
N-о от 18 апреля 2018 года), выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении и в условиях действия разрешения, не разрешается (л.д. 56 оборот).
Исходя из пункта 2 Условий соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам (л.д. 56 оборот).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что
22 марта 2019 года в ходе осуществления производственной деятельности на территории предприятия ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ" по адресу:
"адрес", осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ от источника N (покрасочная камера), чем нарушило экологическое и природоохранное законодательство в части соблюдения условий разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от
20 марта 2019 года (л.д. 48), обращением N от 13 марта 2019 года (л.д. 50), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ"
(л.д. 51-52), свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 53), приказом
N-н от 23 января 2018 года об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих государственному экологическому надзору (л.д. 54), разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
N-Р от 18 апреля 2018 года (л.д. 55-61), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22 марта 2019 года
(л.д. 62-64), протоколом взятия проб и образцов от 22 марта 2019 года (л.д. 65-66), заключением N по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану-заявке министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на отбор и исследование проб объектов производственной среды (л.д. 68-72), протоколом об административном правонарушении N от
22 апреля 2019 года (л.д. 83-84); сообщением ФБУ "Тульский ЦСМ" N от 14 мая 2019 года (л.д. 94-99) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", заключение N по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану-заявке министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на отбор и исследование проб объектов производственной среды соответствует требованиям относимости, допустимости и достоверности. Указанное заключение выполнено специалистом аккредитованного испытательного центра, имеющего соответствующую квалификацию, изложенные в заключении выводы научно обоснованы, не противоречивы и согласуются с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела. В заключении подробно описан порядок проведения отбора проб для исследований и содержание самого исследования, примененные методы, соответствующие области аккредитации испытательного центра.
Таким образом, доводы жалобы директора ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ", учитывая установленные по делу об административном правонарушении обстоятельства, на доказанность факта совершения административного правонарушения не влияют. Напротив, совокупность исследованных судьями доказательств позволила правильно установить обстоятельства совершенного обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено ООО "Лесопромышленная фирма "СКАТ" в пределах санкции части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N от 17 мая 2019 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от
27 июня 2019 года и решение судьи Тульского областного суда от
2 сентября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная фирма "СКАТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная фирма "СКАТ" ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.