Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Суворова С.Л. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Центрального округа г. Курска от 11 сентября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 5 ноября 2019 года и решение судьи Курского областного суда от 20 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Суворова С.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 28 Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области", установил:
постановлением административной комиссии Центрального округа г. Курска от 11 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 5 ноября 2019 года и решением судьи Курского областного суда от 20 декабря 2019 года, Суворов С.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 28 Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области", и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Суворов С.Л. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 28 Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Суворова С.Л. к административной ответственности) нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах, установленных соответствующими органами местного самоуправления, за исключением правил благоустройства и содержания придомовых территорий - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 10.9.4 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 9 ноября 2017 года N5-6-РС (далее - Правила), определено в жилых домах, не имеющих канализации, предусматривать утепленные выгребные ямы для совместного сбора туалетных и помойных нечистот с непроницаемым дном, стенками и крышками с решетками, препятствующими попаданию крупных предметов в яму. При общем земельном участке многоквартирного жилого дома может быть обустроена совместная выгребная, сливная яма. Место расположения такой выгребной, сливной ямы определяется по соглашению собственников квартир в многоквартирном жилом доме.
Выгребная, сливная яма должна располагаться в пределах земельного участка домовладения с условием свободного доступа специализированного транспорта для ее очистки. При этом расстояние от выгребной ямы до соседнего домовладения должно составлять не менее 3 метров, а до окон жилых помещений - не менее 8 метров.
Строительство и эксплуатация выгребных ям осуществляется в порядке, установленном Администрацией города Курска.
Основанием для привлечения Суворова С.Л. к административной ответственности, предусмотренной статьей 28 Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области", послужили изложенные в постановлении административной комиссии и судебных актах выводы о допущенном Суворовым С.Л. нарушении требований 10.9.4 Правил в части того, что на принадлежащем ему земельном участке, находящемся по адресу: "адрес" расположена выгребная яма, к которой не имеется доступа для подъезда специализированного транспорта для очистки. Это нарушение выявлено 4 сентября 2019 года в 12 часов 13 минут должностным лицом отдела по работе с населением и органами общественного самоуправления администрации Центрального округа г. Курска.
Данный вывод административный орган и судебные инстанции обосновали ссылками на протокол об административном правонарушении, заявление Бахшиева С.Б. и иные материалы дела.
Вместе с тем выводы о наличии в деянии Суворова С.Л. состава вмененного административного правонарушения являются преждевременными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении дела Суворов С.Л. со ссылкой на техническую документацию заявлял о том, что устройство выгребной ямы произведено в 2006 году с соблюдением требований законодательства. Подъезд к ней специализированного транспорта стал невозможен вследствие действий совладельцев указанного земельного участка ФИО5 и ФИО4, которые в 2018 году на территории общего двора незаконно возвели тамбур и произвели устройство водозаборного колодца. В результате этого проезд по общему двору к выгребной яме был сужен.
Указанные обстоятельства административным органом и судебными инстанциями не исследовались, мотивированная оценка данным доводам Суворова С.Л. в обжалуемых актах не дана.
Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 5 ноября 2019 года и решение судьи Курского областного суда от 20 декабря 2019 года подлежит отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Курска.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 5 ноября 2019 года и решение судьи Курского областного суда от 20 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Суворова С.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 28 Закона Курской области от 4 января 2003 года N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области", отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Курска.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.