Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Костылева В.Ф. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 19 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Костылева В.Ф. к администрации городского округа Мытищи Московской области о признании недействительными выборов старосты.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
11 июня 2016 года состоялось собрание жителей "адрес", на котором старостой деревни был избран ФИО5, не имеющий постоянной регистрации в пределах данного населенного пункта.
Костылев В.Ф. обратился в суд с административным иском, в котором оспаривал выборы старосты "адрес". Указывал, что при выборе старосты было нарушено Положение о старостах сельских населенных пунктов городского округа Мытищи Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21 апреля 2016 года N, в связи с чем неоднократно обращался в администрацию городского округа Мытищи Московской области, однако мер принято не было.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 19 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 августа 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Костылева В.Ф. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 декабря 2019 года через Мытищинский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2020 года, Костылев В.Ф, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов. Указывает, что суд первой инстанции не истребовал доказательства регистрации по месту жительства ФИО5 на момент проведения выборов старосты, а суд апелляционной инстанции не дал оценку Положению "О старостах в сельских населенных пунктах городского округа Мытищи" на предмет правомерности избрания старостой ФИО5
В письменных возражениях на кассационную жалобу администрация городского округа Мытищи Московской области просит судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании постановления администрации городского округа Мытищи Московской области от 3 июня 2016 года N было организовано собрание граждан по вопросу выбора старосты "адрес".
Собрание по выбору старосты в "адрес" состоялось 11 июня 2016 года, по результатам которого старостой деревни сроком на 5 лет был избран гражданин Российской Федерации ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На проводимом собрании Костылев В.Ф. обладал лишь правом совещательного голоса, как лицо, не имеющее регистрации по месту жительства на территории данного сельского населенного пункта, но имеющее в границах данного населенного пункта недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности.
Костылев В.Ф. обращался в администрацию городского округа "адрес" с заявлением от 26 мая 2017 года по вопросу нарушения Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" при проведении 11 июня 2016 года собрания жителей "адрес".
9 июня 2017 года администрацией городского округа "адрес" административному истцу дан ответ о том, что собрание назначено и проведено 11 июня 2016 года в 13-00 часов в соответствии с постановлением администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (пункт 2.4 Положения); подготовка собрания осуществлена открыто и гласно, жителей о собрании своевременно известили (пункт 2.5 Положения); ответственным за подготовку и проведение собраний граждан по выборам старосты назначен заместитель главы администрации городского округа "адрес" (пункт 2.6 Положения); в собрании участвовало более одной трети жителей, имеющих право голоса (пункт 2.8 Положения); большинством голосов старостой избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (пункты 2.11 и 2.12 Положения); староста избран сроком на пять лет.
На обращение Костылева В.Ф. от 25 июля 2017 года администрацией городского округа "адрес" 8 августа 2017 года направлен ответ в котором были разъяснены положения пункта 5.2 названного выше Положения о старостах о основаниях для досрочного прекращения полномочий старосты, на момент рассмотрения обращения Костылева В.Ф. таких обстоятельств в отношении старосты ФИО5 не выявлено; 18 июля в 15 часов 00 минут в "адрес" состоялось отчетное собрание старосты деревни, на котором присутствовало 13 жителей по результатам голосования работа старосты признана удовлетворительной 12 жителями (1 голос - против).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Костылева В.Ф, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что собрание граждан является одной из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Администрация городского округа "адрес" не могла повлиять на решение, принятое собранием граждан. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления городского округа "адрес" не вправе отменять или изменять решения, принятые на собрании граждан, а также признавать решения собрания граждан недействительными. Действия или (бездействие) со стороны должностных лиц органов местного самоуправления в данном случае отсутствуют, и доказательств нарушения прав административного истца действиями (бездействием) администрации не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
На дату возникновения спорных правоотношений в городском округе "адрес" действовало Положение о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес", утвержденное решением Совета депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункту 1.1 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" институт старост является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Старосты выступают связующим звеном между населением сельских населенных пунктов и органами местного самоуправления городского округа Мытищи, способствуют развитию инициативы общественности, широкому привлечению граждан к решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, проживающего на сельской территории.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" староста избирается на собрании (конференции) жителей сельского населенного пункта, зарегистрированных по месту жительства в данном сельском населенном пункте, достигших возраста 16 лет. Граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства на территории данного сельского населенного пункта, но имеющие в границах данного населенного пункта недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собрания (конференции) по избранию старосты с правом совещательного голоса.
С инициативой по избранию старосты могут выступать жители сельского населенного пункта, глава городского округа Мытищи, Совет депутатов городского округа Мытищи (пункт 2.2 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес").
Согласно пункту 2.3 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" кандидаты в старосты могут выдвигаться жителями, указанными в абзаце первом пункта 2.1 настоящего Положения, в порядке самовыдвижения, по предложению главы городского округа Мытищи, Совета депутатов городского округа Мытищи.
Собрания (конференции) по избранию старосты, проводимые по инициативе главы городского округа Мытищи, назначаются постановлением главы городского округа Мытищи. Собрания (конференции), проводимые по инициативе жителей или по инициативе Совета депутатов, назначаются решением Совета депутатов городского округа Мытищи. Собрание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей, указанных в абзаце первом пункта 2.1 настоящего Положения (пункты 2.4, 2.8 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес").
Согласно пункту 2.12 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" избранным старостой считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов жителей, указанных в абзаце первом пункта 2.1 настоящего Положения, принявших участие в собрании (конференции).
Протокол собрания (конференции) хранится в администрации городского округа Мытищи до следующего собрания по выборам старосты (пункт 2.14 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес").
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о старостах в сельских населенных пунктах городского округа "адрес" право на участие в собраниях, конференциях по месту жительства имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, зарегистрированные по месту жительства в границах территории, на которой проводится собрание или конференция. Граждане Российской Федерации, не проживающие в границах территории городского округа Мытищи, на которой проводится собрание или конференция, но имеющие на его территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собрания, конференции с правом совещательного голоса.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что права административного истца оспариваемыми им выборами старосты нарушены не были. На собрании он присутствовал, однако участие в голосовании принимать не мог в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, следовательно, оспариваемое решение общего собрания по выборам старосты прав Костылева В.Ф. не затрагивает.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, повторяет позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 19 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Костылева В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.