Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 80" (далее - МАОУ "Гимназия N 80") на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению МАОУ "Гимназия N 80" к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижний Новгорода и городского округа города Бор (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижний Новгорода и городского округа города Бор об оспаривании предписания от 18 марта 2019 года N 19280898.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
МАОУ "Гимназия N 80" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным и отменить предписание ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижний Новгорода и городского округа города Бор об устранении выявленных нарушений от 18 марта 2019 года N.
Административные исковые требования обоснованы тем, что 18 марта 2019 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижний Новгорода и городского округа города Бор МАОУ "Гимназия N 80" были выявлены нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 18 марта 2021 года. Выявленное нарушение заключалось в том, что предписанное расчетное количество обучающихся в первых классах исходя из расчета площади на 1 ученика 2, 5 кв.м, не несоответствовало фактическому количеству обучающихся, что свидетельствовало о переуплотненности при комплектовании начальных классов.
Административный истец считает, что положения пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", на основании которого было выдано оспариваемое предписание, на МАОУ "Гимназия N 80" не распространяется, поскольку ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом. В соответствии с проектом МАОУ "Гимназия N 80" от 1978 года оно рассчитано на 1176 мест, в первых классах учреждения предельно допустимые показатели по проекту не превышены. В случае исполнения предписания произойдет изменение приёма в 1-е классы и, как следствие, уменьшением нормативного финансирования.
Решением Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 октября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 января 2020 года через Сормовский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 февраля 2020 года, МАОУ "Гимназия N 80", ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. Полагает, что судом не рассмотрен пункт 4.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; отсутствуют доказательства того, что причиной эпидемии пневмонии в гимназии безоговорочно послужило несоблюдение норм площади на 1 ученика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), направленные на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствовался нормами приведенного законодательства и исходил из того, что в образовательном учреждении допущено нарушение пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части несоблюдения нормы площади на 1 обучающегося в классах при норме не менее 2, 5 кв.м, в связи с чем административный ответчик обоснованно возложил на административного истца обязанность по исполнению предписания и устранению нарушения санитарного законодательства в этой части. Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 распространяются как на проектируемые и строящиеся, так и на действующие и реконструируемые общеобразовательные организации.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует, что 18 января 2018 года в МАОУ "Гимназия N 80" уполномоченным лицом Роспотребназдора была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, в том числе нарушение пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (расчетное количество обучающихся во 2а, б, в и 4а, б классах не определено исходя из расчета площади на одного обучающегося 2, 5 кв.м), о чем составлен акт и выдано предписание от 1 марта 2018 года N 18280140.
Согласно названному предписанию административный истец обязан осуществлять набор детей в 1 классы исходя из расчета площади классной комнаты на 1 обучающегося 2, 5 кв.м, срок исполнения предписания - до 1 марта 2019 года.
18 марта 2019 года ТО Управления Росприроднадзора по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижний Новгорода и городского округа города Бор проведена внеплановая выездная проверка с целью установления выполнения предписания от 1 марта 2018 года N.
В ходе проверки выявлены нарушения: набор детей в 1 классы осуществлен без учёта площади классной комнаты на 1 обучающегося 2, 5 кв.м: 1а класс - количество учащихся 32 человека, площадь кабинета N 49 - 54, 0 кв.м (площадь на 1 учащегося - 1, 7 кв.м); 1б класс - количество учащихся 31 человек, площадь кабинета N 38 - 52, 3 кв.м (площадь на 1 учащегося - 1, 7 кв.м); 1в класс - количество учащихся 30 человек, площадь кабинета N 44 - 56, 1 кв.м (площадь на 1 учащегося - 1, 9 кв.м), что является нарушением пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
По результатам внеплановой выездной проверки вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений, а также не допускать переуплотнённости при комплектовании начальных классов. Срок выполнения предписания установлен - до 18 марта 2021 года.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
В силу пункта 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно пункту 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета не менее 2, 5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.
Из материалов дела следует, что МАОУ "Гимназия N 80" ненадлежащим образом организован образовательный процесс.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства, поскольку санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушений норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению административного дела, судами не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 30 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 80" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.