Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салеева В.Е. на решение Можайского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Можайского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Салееву В.Е. о прекращении действия права управления транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юнусовой А.И, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Можайский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просил прекратить действие права управления транспортными средствами у Салеева В.Е. В обоснование требований указал, что административный ответчик с 9 ноября 2016 года состоит на учёте у врача-психиатра в связи с наличием у него заболевания, обозначенного диагнозом "данные изъяты"), которое является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами в условиях безопасности для других участников движения.
Решением Можайского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 декабря 2019 года, административные исковые требования удовлетворены. Прекращено действие права управления транспортными средствами Салеева В.Е.
В кассационной жалобе, поданной 27 января 2020 года через Можайский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 февраля 2020 года, Салеев В.Е, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Считает, что прокурором не предоставлено доказательств ухудшения его состояния здоровья, с учета у врача психиатра и нарколога снят, в лечении не нуждается. Заключение о снятии с учета им получено после рассмотрения дела в апелляционном порядке. Оспариваемые судебные акты нарушают его конституционные права на труд.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене, 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов административного дела следует, что Салеев В.Е. состоит на учете у врача психиатра в "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из истории болезни N, выданной "данные изъяты"". Установленный административному ответчику диагноз "данные изъяты") в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1604 от 29 декабря 2014 года является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
17 мая 2019 года Салееву В.Е. было выдано водительское удостоверение N на право управление транспортными средствами категории В, В1, С, С1, что подтверждается сведения, представленными из ОГИБДД ОМВД России по "адрес".
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что медицинскими документами, пояснениями врача - психиатра "данные изъяты"" подтверждается, что Салеев В.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте у врача-психиатра с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом "данные изъяты"). Установленный диагноз препятствует осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности, поскольку создает для окружающих повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за состоянием здоровья, управление таким лицом транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 названного Федерального закона).
Согласно абзацу 2 пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное наличие медицинских противопоказаний.
Согласно разделу I Перечня медицинский противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), в который включены диагнозы (по МКБ-1) F00-F09.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, в отношении водителей автомототранспортных средств общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Из содержания приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Доказательств снятия Салеева В.Е. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат, а справка нарколога от 15 октября 2019 года таким доказательством не является. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы Салеева В.Е. о том, что у него отсутствует заболевание, препятствующее управлению транспортными средствами, не влекут отмену судебных актов, поскольку в настоящее время решения о прекращении диспансерного наблюдения в отношении Салеева В.Е. врачебной комиссией не принято.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный ответчик не лишен возможности повторного обращения в установленном порядке за получением водительского удостоверения при условии предоставления необходимых для этого медицинских документов.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку добытых судами доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, их выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салеева В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.