Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова А.В. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложение обязанности восстановить на указанном учете.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав письменные материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Горбунов А.В. обратился с административным иском к администрации городского округа Саранск об оспаривании решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте.
В обоснование иска указал, что с ноября 2013 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях как участник подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". Постановлением администрации городского округа Саранск от 01 апреля 2019 года N 617 он с составом семьи из четырех человек снят с учета на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считая постановление нарушающим его права, просил признать его незаконным, возложить на административного ответчика обязанность восстановить его семью на указанном учете, поскольку его семья безвозмездную субсидию на приобретение жилья не получала и право на улучшение жилищных условий с использованием различных мер государственной поддержки в гарантированном государством размере не реализовала.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе поданной Горбуновым А.В. в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 февраля 2020 года, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, считает, что судами не правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 и последующие годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что социальная выплата на улучшение жилищных условий молодых семей предоставляется один раз, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа Саранск от 21 марта 2014 года N 773с, семья Горбунова А.В. с составом семьи из трех человек признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
29 ноября 2016 года Горбуновым А.В. и ФИО7 приобретена в общую совместную собственность квартира общей площадью 35.1 кв.м по цене 1620000 рублей, в том числе из средства ипотечного кредита в размере 1296000 рублей.
По договору о предоставлении социальных выплат гражданину на частичное или полное погашение кредита (займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей от 17 ноября 2017 года, заключенному с Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодёжи, Горбунову А.В. предоставлена социальная выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности (1290752 рублей 64 копейки) в связи с рождением второго ребенка, в размере 129075 рублей.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 01 апреля 2019 года N 617 Горбунов А.В. с составом семьи из четырех человек снят с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в связи с получением бюджетных средств.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", пришел к обоснованному выводу, в которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что Горбунов А.В, получив социальную выплату на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности, воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, указанная мера государственной поддержки избрана Горбуновым А.В. добровольно, последствия данного выбора, выразившиеся в утрате права на получение иной меры государственной поддержки, не могут быть поставлены в вину администрации городского округа Саранск и повлечь восстановление семьи Горбунова А.В. на учете.
Судебная коллегия Первого кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания их незаконными по доводам кассационной жалобы не имеется.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях при получении в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением социальных выплат, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляемых на погашение одного ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа), а также социальных выплат, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, при рождении у многодетных семей шестого ребенка и последующих детей).
Постановлением от 5 ноября 2008 года N 504 "О предоставлении социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов)" (далее Постановление N 504) во исполнение пункта 1 статьи 9-1 главы 3 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" Правительство Республики Мордовия утвердило Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья однократностью его реализации закреплено в пункте 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Учитывая вышеназванные правовые нормы, судебная коллегия исходит из однократности предоставления гражданам мер государственной поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий.
Горбунов А.В, получив социальную выплату на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности, воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки.
Данный вывод основан на нормах действующего законодательства, при этом данная социальная выплата гарантирована семье административного истца, в соответствии с пунктом 4 Положения, в том числе при рождении (усыновлении) третьего ребенка общая сумма остатка кредита (займа) погашается на 30 процентов; при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей общая сумма остатка кредита (займа) погашается полностью.
Поскольку Горбунов А.В. и члены ее семьи обращались за получением социальной выплаты на частичное погашение ипотечного кредита и получили таковую 15 декабря 2017 года, тем самым реализовав свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, у администрации городского округа Саранск имелись основания для снятия Горбунова А.В. с составом семьи из четырех человек с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Довод кассационной жалобы о том, что получение семьей Горбуновых социальной выплаты не должно было лишить их права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и права на дальнейшее получение причитающей от государства субсидии федерального значения, основан на неверном толковании положений пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9-1 Закона N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия".
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что административным истцом вопреки требованиям статей 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов действиями административного ответчика.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
Оспариваемые действия административного ответчика требованиям закона не противоречат и в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты.
Судебная коллегия находит правильными выводы судов, сделанные в оспариваемых судебных актах, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются представленными доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов и иное толкование законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм права.
Судами дана надлежащая оценка доказательствам и правильно установлены значимые обстоятельства, доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, приведенную ранее в административном иске и в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Безусловные основания для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Горбунова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.