Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция объединённых строительных трестов" (далее - общество, РСП ОАО "Дирекция объединённых строительных трестов") Д.В. Карпущенко на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 7 мая 2019 г., определение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 6 августа 2019 г., решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 30 октября 2019г., вынесенные в отношении РСП ОАО "Дирекция объединённых строительных трестов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Д. от 7 мая 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2019 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 30 октября 2019г, РСП ОАО "Дирекция объединённых строительных трестов" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 250000 рублей.
Определением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 6 августа 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 30 октября 2019г, отказано в удовлетворении ходатайства защитника общества о передаче дела об административном правонарушении в отношении РСП ОАО "ДОСТ" на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Иркутской области.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества настаивает на отмене указанных постановления и судебных актов как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 названного Кодекса, влечёт административную ответственность.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пп. "а, б" п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, является соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе техническом регулировании, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с п. 1.8 данных Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.
В п.п. 5.5.1, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда закреплено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Согласно п.п. 4, 6, 8, 9, 10, пп. 16 п. 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013г. N 410 (ред. от 06.10.2017), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг), в том числе технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к указанным Правилам.
Требования п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования (МДС 42-1.2000), утверждённого приказом Госстроя РФ от 3 мая 2000г. N 101, предусматривают, что первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с п. 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30 ноября 1998г. N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Аналогичные перечисленным выше требования содержатся в п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 15.12.2018).
Основанием для привлечения РСП ОАО "Дирекция объединённых строительных трестов" к административной ответственности послужил выявленный в ходе внеплановой выездной проверки в рамках лицензионного контроля, проведенной службой государственного жилищного надзора Иркутской области в период с 8 февраля 2019 г. по 7 марта 2019г. на основании распоряжения N 200срп от 5 февраля 2019г. заместителя руководителя указанной службы, изданного с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 16 января 2019г. N ВМ-П9-149 о проведении проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, факт нарушения обществом, осуществляющим на основании лицензии и договоров управления многоквартирными домами предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ангарске Иркутской области (кварталы 123, 177 - 179, 182, 188, 189, 192, 205, 206, 207/210, 211, 212, 221, 225а, Б, А, микрорайоны 15, 32, 33 - всего 209 многоквартирных дома), требований вышеуказанных норм действующего законодательства.
В ходе внеплановой проверки административным органом установлено, что РСП ОАО "ДОСТ" при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, а именно: 23 многоквартирных дома не включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых должно быть проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования по договору от 23 января 2017 г, заключённому с "данные изъяты" в 186 многоквартирных домах не проведено и не запланировано техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации - 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.
Фактические обстоятельства вмененного обществу административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах. Им дана надлежащая судебная оценка на предмет допустимости и относимости, все существенные обстоятельства дела установлены, полно и объективно исследованы в их совокупности, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В силу приведенных выше норм лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 названного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и жилищного законодательства.
Утверждение заявителя о том, что распоряжением службы государственного жилищного надзора Иркутской области N 179-ср от 10 июня 2019г. (л.д. 146 т.2) внесены изменения в п. 1 выданных по итогам внеплановой проверки предписаний, в котором установлен срок для производства работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования ряда многоквартирных домов, не опровергает законность и обоснованность выводов судебных инстанций. Перечисленные в жалобе и указанные в предписаниях административного органа многоквартирные дома (л.д. 1-12 т.2), согласно акту проверки от 7 марта 2019г. не входят в перечень многоквартирных домов, по которым истекли на день проверки сроки технического диагностирования внутридомового газового оборудования (таблица N 4 на л.д. 78-83 т. 2).
Доводы жалобы о незаконности принятия к производству городским судом жалобы заявителя на постановление должностного лица административного органа об административном наказании, были предметом исследования и оценки судьи областного суда, с которой нет оснований не согласиться, поскольку объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в бездействии - невыполнение норм действующего законодательства в сфере лицензионных требований, что не связано с осуществляемой деятельностью (производственным процессом).
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе о малозначительности правонарушения, применении ст.ст. 2.9, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 7 мая 2019 г, определение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 6 августа 2019 г, решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 30 октября 2019г. оставить без изменения, жалобу генерального директора РСП ОАО "Дирекция объединённых строительных трестов" Д.В. Карпущенко - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.