Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Кирюшина А.Н, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Орбита", поданную через суд первой инстанции 18 декабря 2019 г, на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2019 г, по административному делу N N 2а-363/2019 по административному исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозяйное недвижимое имущество на учет.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя ООО "УК "Орбита" Волчковой И.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, представителя администрации г. Красноярска Углова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозяйное недвижимое имущество на учет.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Красноярского края Зайцева И.А. о незаконном бездействии администрации города Красноярска в части непринятия на учет бесхозяйных канализационных, тепловых, водопроводных и электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилого комплекса "Белые росы". К объекту проверки отнесен жилой комплекс "Белые росы", состоящий из многоквартирных домов, расположенных в Свердловском районе города Красноярска по следующим адресам: "адрес" В ходе проверки установлено, что указанные многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию. Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию содержат сведения об объектах капитального строительства - инженерных сетях с указанием их фактической протяженности (сети теплоснабжения, водопровода, канализации, сети наружного освещения, сети электроснабжения 0, 4 кВ). Проектная документация также содержит план наружных сетей, сводный план сетей инженерного обеспечения, план сети В1, планы трассы сетей 0, 4 кВ (наружное освещение). Таким образом, при осуществлении строительства многоквартирных жилых домов в целях обеспечения снабжения их коммунальными ресурсами застройщиком было предусмотрено строительство внешних инженерных сетей, предназначенных для обслуживания комплекса жилых домов в целом; указанные инженерные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными жилыми домами и предназначены для их эксплуатации. Имущество (далее по тексту "объекты"), не имеющее собственника и собственник которого не известен, на территории жилого комплекса "Белые росы" в городе Красноярске, состоит из следующих объектов:
- "адрес"; сети водоснабжения от водопроводного колодца ПГ-16 до жилого дома по "адрес" протяженностью 16 м; сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 52 м; сети наружного освещения от ТП-1 до опор N 22, 23, 24, 17, 27, 28, 33, 38, 39 в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 305 метров; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по "адрес" до жилого дома по "адрес" протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 128 метров;
- "адрес": сети водоснабжения от колодца ПГ-17 до "адрес" протяженностью 14 м; сети канализации от колодца 5 и жилого "адрес" до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до "адрес" протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания N 16 по "адрес" протяженностью 154 м; сети наружного освещения от нежилого здания N 19 Г по "адрес" до опор в районе "адрес";
- "адрес": сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сети водопровода протяженностью 691 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети наружного освещения протяженностью 985 м; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 271 м;
- "адрес": сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до жилого дома по "адрес" протяженностью 33 м; сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0.4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по "адрес" протяженностью 185 м; сети наружного освещения от существующей опоры до опоры N 8, опоры N 9 в районе дома по "адрес" протяженностью 261 м;
- "адрес": сеть канализации от КК-1 до КК в районе "адрес" протяженностью 88 м; сеть водопровода от ВК (сущ) до "адрес" протяженностью 22 м; сети наружного освещения от ТП-3047, существующей опоры до опор N 5, 8, 10 существующей опоры в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 268 метров; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по "адрес" протяженностью 179 м;
- "адрес": сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м; сети канализации протяженностью 86 м; сети наружного освещения протяженностью 91 и 138 м; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 101 м;
- "адрес": сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м; сеть канализации протяженностью 86 м; сети наружного освещения протяженностью 204 метра; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;
- "адрес": сети водопровода от ПГ-5 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной 17 протяженностью 30 м; сети канализации от колодца К9 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети наружного освещения от опоры N 33 до опоры N 35 в районе "адрес" протяженностью 50 м; сети наружного освещения от ТП-2049 до опоры N 9 в районе "адрес" протяженностью 52 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до "адрес" протяженностью 94 м;
- "адрес" сети водопровода от ПГ-4 (сущ) но "адрес" протяженностью 61 м; сети канализации от колодца К1 в районе "адрес" до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети наружного освещения от ТП-2049 до опор 1, 2, 4, 5, 16 в районе "адрес" протяженностью 205 м; сети электроснабжения от ТП-2049 "адрес" протяженностью 125 м;
- "адрес": наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе "адрес" протяженностью 78 м; тепловые сети от УТ сущ (УТ2) до ДКЗ, до "адрес" протяженностью 306 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к "адрес", "адрес" протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3048 до "адрес" протяженностью 226 м; сети наружного освещения от ТП-3049 до опор N 2, 6 в районе "адрес" протяженностью 240 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 290 м;
- "адрес": тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до "адрес" протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе "адрес", до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до "адрес" протяженностью 23 м; сети канализации от КК сущ, до "адрес" протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3048 до "адрес" протяженностью 68 м; сети освещения от ТП-3049 до опор N 1, 17, 19 в районе "адрес" протяженностью 137 м;
- "адрес": сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3047 до "адрес" протяженностью 223 м; сети наружного освещения от опоры, существующей 1 до опоры N 1, от опоры существующей 2 до опор N 7, 10, 11, 12 от опоры существующей 3 до опоры N 2 в районе "адрес" протяженностью 276 м.
Бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятии мер, направленных на постановку на учет бесхозных объектов, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просил возложить обязанность на администрацию города Красноярска и департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия указанных выше объектов, не имеющих собственника и собственник которых не известен, на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 г. административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
обязать администрацию города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следующего имущества:
- "адрес": сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома "адрес" протяженностью 52 м; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по "адрес" до "адрес" протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 128 метров;
- "адрес": сети канализации от колодца 5 и "адрес" до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до "адрес" протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания N 16 по "адрес" протяженностью 154 м;
- "адрес": сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 271 м;
- "адрес": сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по ул. Карамзина, 24 протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по ул. Карамзина, 24 протяженностью 185 м;
- "адрес": сеть канализации от КК-1 до КК в районе "адрес" протяженностью 88 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3047 до "адрес" протяженностью 179 м;
- "адрес": сети теплоснабжения протяженностью 42 м; сети водопровода протяженностью 22 м; сети канализации протяженностью 84 м; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 101м;
- "адрес": сеть канализации протяженностью 86 м; сети электроснабжения напряжением 0, 4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;
- "адрес": сети канализации от колодца К9 в районе "адрес" до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до "адрес" протяженностью 94 м;
- "адрес": сети канализации от колодца К1 в районе "адрес" до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети электроснабжения от ТП-2049 "адрес" протяженностью 125 м;
- "адрес": наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе "адрес" протяженностью 78 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3048 до "адрес" протяженностью 226 м; сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к "адрес" протяженностью 290 м;
- "адрес": тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до "адрес" протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе "адрес". до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от ПГ-16(сущ) до "адрес" протяженностью 104 м; сети канализации от КК сущ, до "адрес" протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0.4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, д. 29 протяженностью 68 м;
- "адрес": сети электроснабжения 0, 4 кВ от ТП-3047 до "адрес" протяженностью 223 м.;
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2019 г. решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 г. изменено, постановлено:
исключить из резолютивной части решения Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 г. указание на обязанность администрации города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следующего имущества:
- "адрес" сети теплоснабжения от УТ 1 сущ "адрес" протяженностью 163 м.;
- "адрес" сети теплоснабжения протяженностью 358 м.;
- "адрес"; сети теплоснабжения протяженностью 42 м.
- "адрес" тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до "адрес" протяженностью 189 м.;
Установить для администрации города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска срок для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
В остальной части решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 г. оставить без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УК "Орбита" ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей наружного освещения, просит направить дело на новое рассмотрение.
По ходатайству Администрации г.Красноярска судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Октябрьского районного суда г. Красноярска.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Орбита" Волчкова И.В. кассационную жалобу поддержала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. полагала кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Представитель Администрации г. Красноярска Углов А.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа электроснабжения населения (пункт 4), организацию благоустройства территории городского округа (пункт 25).
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
С учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статей 44, 45 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 г. N В-62, полномочия по организации постановки в установленном порядке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в г.Красноярске осуществляет Администрация г.Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, в том числе, через свои структурные подразделения.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 25 мая 2011 г. N 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.
Из пункта 2.1 указанного Регламента следует, что полномочиями на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи наделен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Свердловского района г.Красноярска, жилого комплекса "Белые росы", выявлены канализационные, тепловые, водопроводные и электрические сети, сети наружного освещения, сведения о собственниках которых отсутствуют, на территории жилых домов в Свердловском районе города Красноярска по следующим адресам: "адрес"
Многоквартирные жилые дома по названным адресам введены в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2017 г. застройщик жилого комплекса ООО "Белые Росы" признан банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Спорные инженерные сети не включены в конкурсную массу ООО "Белые росы" в связи с их строительством за счет средств целевого финансирования. Документы о передаче инженерных сетей жилых домов кому-либо в документации общества отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части требований о возложении на администрацию г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей наружного освещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорные сети наружного освещения являются освещением внутридомовой территории многоквартирных жилых домов, поскольку освещают тротуары, дорожки, детские площадки, к освещению улиц не относятся. Из пояснений представителя сетевой организации суд установил, что хотя сети наружного освещения и являются единым комплексом, однако возможна их реконструкция с индивидуальным подключением к многоквартирному жилому дому напрямую. Перемещение сетей наружного освещения без несоразмерного ущерба их назначению возможно, вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения, и участия в расходах на данные мероприятия в силу статьи 39 ЖК РФ относятся к компетенции собственников многоквартирного дома. Поскольку сети наружного освещения расположены на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, то оснований для постановки их на учет в качестве бесхозяйного имущества не имеется.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции в обжалуемой части согласился. При этом указал, что спорные сети наружного освещения относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Поскольку собственники спорных объектов установлены, отсутствуют правовые основания для отнесения сетей наружного освещения к бесхозяйному имуществу.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорные сети наружного освещения в каждом жилом квартале являются единым объектом недвижимого имущества, обслуживающим несколько многоквартирных домов одновременно, запитаны от трансформаторных подстанций, а не от внутридомового оборудования жилых домов. Жилые дома были введены в эксплуатацию с существующей схемой электроснабжения наружного освещения.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее также - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), и является исчерпывающим.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома спорные сети наружного освещения входить не могут, поскольку обслуживают более одного жилого дома, а также поскольку не отвечают признаку принадлежности к конкретному земельному участку, на котором расположен один многоквартирный жилой дом.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация благоустройства территории городского округа (в том числе, освещения улиц).
Организация уличного (в том числе дворового) освещения в данном случае относится к компетенции органов местного самоуправления.
Правовые основания для возложения на собственников помещений многоквартирных домов обязанности осуществить реконструкцию сетей наружного освещения с индивидуальным подключением напрямую к каждому многоквартирному жилому дому отсутствуют.
Сети наружного освещения, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Право собственности на спорные сооружения - сети наружного освещения, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, сведения о правопритязаниях на сооружения отсутствуют, следовательно, данные сооружения имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Мероприятия по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости должны проводить органы местного самоуправления. Однако уполномоченные органы местного самоуправления г.Красноярска возложенную на них обязанность в отношении спорных сетей наружного освещения в добровольном порядке не исполняют, чем нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку в результате неисполнения данной обязанности отсутствует возможность использования сетей наружного освещения для организации дворового освещения и содержания их в технически исправном состоянии.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле собственников помещений многоквартирных домов, являются несостоятельными, поскольку к участию в деле привлечена управляющая компания ООО УК "Орбита", которая вправе представлять интересы собственников помещений в многоквартирном доме в спорных правоотношениях.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей наружного освещения, и не передавая дело на новое рассмотрение в отмененной части принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
С учетом объема мероприятий, которые необходимо выполнить административным ответчикам для исполнения обязанностей по постановке сетей наружного освещения на учет в качестве бесхозяйного имущества, Судебная коллегия полагает необходимым установить административным ответчикам срок для исполнения обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет сетей наружного освещения в качестве бесхозяйного имущества, в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего кассационного определения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 18 января 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей наружного освещения, в отмененной части принять новое решение.
Обязать администрацию города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего определения, следующего имущества:
- "адрес" сети наружного освещения от ТП-1 до опор N 22, 23, 24, 17, 27, 28, 33, 38, 39 в районе "адрес" протяженностью 305 метров;
- "адрес": сети наружного освещения от нежилого здания N 19 Г по "адрес" до опор в районе "адрес" протяженностью 398 м;
- "адрес" сети наружного освещения протяженностью 985 м;
- "адрес" сети наружного освещения от существующей опоры до опоры N 8, опоры N 9 в районе "адрес" протяженностью 261 м;
- "адрес": сети наружного освещения от ТП-3047, существующей опоры до опор N 5, 8, 10 существующей опоры в районе "адрес" протяженностью 268 метров;
- "адрес": сети наружного освещения протяженностью 91 м и 138 м;
- "адрес": сети наружного освещения протяженностью 204 метра;
- "адрес": сети наружного освещения от опоры N 33 до опоры N 35 в районе "адрес" протяженностью 50 м; сети наружного освещения от ТП-2049 до опоры N 9 в районе жилого дома по "адрес" протяженностью 52 м;
- "адрес" сети наружного освещения от ТП-2049 до опор 1, 2, 4, 5, 16 в районе "адрес" протяженностью 205 м;
- "адрес": сети наружного освещения от ТП-3049 до опор N 2, 6 в районе "адрес" протяженностью 240 м;
- "адрес" сети освещения от ТП-3049 до опор N 1, 17, 19 в районе "адрес" протяженностью 137 м;
- "адрес": сети наружного освещения от опоры, существующей 1 до опоры N 1, от опоры существующей 2 до опор N 7, 10, 11, 12, от опоры существующей 3 до опоры N 2 в районе "адрес" протяженностью 276 м.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.