Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 54MS0010-01-2019-001882-67 по делу по иску Попова Сергея Александровича к Администрации г. Кемерово, акционерному обществу "Дорожно-эксплуатационный комбинат" о возмещении ущерба, по кассационной жалобе АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района г. Кемерово мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Кемерово от 17 мая 2019 года, на апелляционное определение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июля 2019 года
установил:
Попов С.А. обратился с иском к ответчикам к Администрации города Кемерово, АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" о взыскании ущерба.
Свои требования мотивирует следующим: 15 мая 2018 г. в 10.30 часов в г. Кемерово, пр. Молодежный, 27, произошло дорожно-транспортное происшествие - на железнодорожном переезде произошло падение шлагбаума на крышу автомобиля Ситроен С4, г/н N под управлением Попова С.А, в результате которого автомобилю истца причинен материальный ущерб.
16 июля 2018г. госинспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово старшим лейтенантом полиции ФИО4 вынесено постановление о прекращении по делу об административном правонарушении. В результате административного расследования было выявлено, что произошло дорожно-транспортное происшествие с материальным ущербом - падение шлагбаума, расположенного на железнодорожном переезде, на крышу автомобиля Ситроен С4, г/н N под управлением Попова С.А, в данных нарушениях, усматриваются признаки административного правонарушения, по ст. 12.33 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по факту повреждения технического средства организации дорожного движения в Заводском районе г. Кемерово, прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
21 августа 2018 года решением Заводского районного суда города Кемерово по делу N постановление госинспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово ФИО4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16 июля 2018 г. отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
Также установлено, что железнодорожный переезд на данном участке где произошло дорожно-транспортное происшествие, а именно падение шлагбаума на крышу автомобиля Ситроен С4, г/н N, находится на текущем содержании Акционерного общества "Дорожно-эксплуатационный комбинат" на основании муниципального контракта N N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно экспертному заключению N-10/18 от 15 мая 2018 г, стоимость восстановительного ремонта истца составила 22722 руб. 48 коп.
Просит суд взыскать с ответчиков сумму ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 22722 рублей 48 копеек, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 5000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 7500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 882 рублей.
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района г. Кемерово мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Кемерово от 17 мая 2019 года постановлено:
Исковые требования Попова Сергея Александровича к Администрации города Кемерово, АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" о взыскании ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" в пользу Попова Сергея Александровича ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 22722 рублей 48 копеек, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 5000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 3500 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 882 рублей, а всего 32104 рублей 48 копеек.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Взыскать с АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 149 рублей 67 копеек.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июля 2019 года постановлено:
решение мирового судьи судебного участка N 7 Центрального судебного района г. Кемерово, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Центрального судебного района г. Кемерово от 17.05.2019 г. по исковому заявлению Попова Сергея Александровича к Администрации города Кемерово, акционерному обществу "Дорожно-эксплуатационный комбинат" о взыскании ущерба - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО "ДЭК" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" указанные судебные акты просит отменить и принять новое постановление, которым в удовлетворении исковых требований к АО "ДЭК" отказать.
Указывает, что нарушены нормы материального и процессуального правам а именно не применены, подлежащие применению ст. 3, ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных-дорогах и о. дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушена ст; 401 ГК РФ.
АО "ДЭК" является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный шлагбаум относится не к объектам благоустройства, а к техническим средствам организации дорожного движения железнодорожного переезда.
Железнодорожные переезды и относящиеся к ним средства организации дорожного движения содержатся ОАО "Российские железные дороги", при этом строительство указанного переезда и средств организации дорожного движения, относящихся к переезду, осуществлялось в рамках Муниципального контракта с ООО "Кузбассдорстрой" и ООО "Норэйл".
По окончанию строительства переезда, и средств организации дорожного движения, относящихся к переезду, указанные были включены в реестр муниципальной собственности, однако, на содержание до настоящего времени не передано в установленном порядке.
Железнодорожный переезд и технические средства организации дорожного движения железнодорожного переезда по проспекту Молодежному не включены в предмет муниципального контракта.
АО "ДЭК" не является лицом, осуществляющим содержание автомобильной дороги местного значения.
Ответственность при ненадлежащем содержании дорог несут юридические лица, у которых, соответствующие участки дорог находятся на праве собственности, либо закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их со держать в соответствии с уставными целями своей деятельности.
Судами было установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником автомобиля Ситроен С4, государственный регистрационный знак N.
15 мая 2018 г. произошло дорожно-транспортное происшествие - на железнодорожном переезде, расположенном по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-восточнее пересечения ул. Юрия Двужильного и ул. Дружбы, в связи с падением шлагбаума на крышу автомобиля Ситроен С4, государственный регистрационный знак N, под управлением Попова С.А, в результате которого автомобилю истца причинен материальный ущерб.
Экспертным заключением от 1 октября 2018г. N установлено, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 22722 рублей 48 копеек.
Разрешая заявленные требования, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за содержание объекта инфраструктуры - железнодорожного переезда, находящегося по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-восточнее пересечения ул. Юрия Двужильного и ул. Дружбы, является АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат", на которое и возложил ответственность за причинение материального ущерба автомобилю истца в результате произвольного открытия шлагбаума из-за порыва ветра.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Определяя лицо, ответственное за содержание объекта инфраструктуры - шлагбаума на железнодорожном переезде, находящемся по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-восточнее пересечения ул. Юрия Двужильного и ул. Дружбы, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание письмо Администрации г. Кемерово от 15 января 2019г. N, а также сведения из реестра муниципального имущества г. Кемерово от 15 февраля 2019г. N, согласно которым данный железнодорожный переезд является муниципальной собственностью города Кемерово, при этом 20 декабря 2017 г. между Администрацией г. Кемерово и АО "ДЭК" заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд N N, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнить работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов благоустройства автомобильных дорог в Заводском районе г. Кемерово, куда отнесен и указанный выше железнодорожный переезд.
Кроме того, в соответствии с п. 4.2.3 указанного муниципального контракта подрядчик самостоятельно устанавливает периодичность плановых, текущих и иных осмотров, позволяющую обеспечить соответствие автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог требованиям ГОСТов, СНИПов, ВСН и иных нормативных технических регламентов и документов, устанавливающих соответствующие требования к перечисленным объектам, а также незамедлительно принимает меры к устранению недостатков (дефектов, повреждений) автомобильных дорог и (или) элементов обустройства, обеспечивает установку ограждений и дорожных (информационных) знаков для предотвращения причинения ущерба имуществу третьих лиц (п. 4.2.5).
Пунктом 6.14. данного контракта установлено, что подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации за вред (ущерб), причиненный в результате дорожно- транспортных происшествий, произошедших на автомобильных дорогах, сопутствующими причинами которых явились неудовлетворительные дорожные условия.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, именно ответчик является лицом, ответственным за надлежащее содержание железнодорожного переезда, находящегося по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-восточнее пересечения ул. Юрия Двужильного и ул. Дружбы.
Указание подателя жалобы на то, что железнодорожный переезд содержится ОАО "РЖД", противоречит материалам дела, поскольку из ответа первого заместителя начальника дирекции инфраструктуры от 4 февраля 2019 г. на запрос мирового судьи прямо следует, что указанный объект инфраструктуры на балансе ОАО "РЖД" не стоит, находится в собственности г. Кемерово.
Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что представителем Администрации г. Кемерово в судебном заседании отрицался факт передачи обязанности по содержанию железнодорожного переезда, находящегося по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-восточнее пересечения ул. Юрия Двужильного и ул. Дружбы, в рамках муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд N Ф.2017.569479. Из пояснений представителя Администрации г. Кемерово Ильчук Д.А, зафиксированным протоколом судебного заседания от 10 апреля 2019 г, прямо указывалось на то, что именно АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" несет имущественную ответственность за причинение вреда имуществу истца в результате ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенный на ответчика в рамках исполнения указанного муниципального контракта.
Отклоняются и доводы кассатора о том, что надлежащим ответчиком в раках настоящего дела будет являться ООО "Кузбассдорстрой" или ООО "Норэйл", не установивших надлежащее крепление шлагбаума при устройстве переезда, поскольку как указано выше именно ответчик является лицом, ответственным за содержание данного объекта инфраструктуры и обязанным содержать его в состоянии, обеспечивающем безопасность участников дорожного движения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с этим не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района г. Кемерово от 17 мая 2019 года, на апелляционное определение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Дорожно-эксплуатационный комбинат" оставить без удовлетворения.
Судья С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.