Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богдевич Н.В, судей Шефер И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску К.Г.А. к организация о признании бездействия и решения незаконными, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе организация на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, выслушав К.Г.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
К.Г.А. (далее - К.Г.А, истец) обратился в суд с иском к организация о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признании за К.Г.А. права состоять на данном учете, по избранному месту жительства, с составом семьи в четыре человека, в том числе: супруга К.С.В, дочь К.Е.Г, К.О.Г.; об обязании ответчика включить К.Г.А. с названным составом семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, с ДД.ММ.ГГГГ; признании неправомерным бездействия организация, связанные с непринятием мер по обеспечению истца жилым помещением в избранном месте жительства.
В обоснование исковых требований указал, что имеет выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении 29 лет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в "данные изъяты" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в принятии на учет.
Не соглашаясь с данным решением истец указывает, что с учетом он подпадает под категорию военнослужащих, которые при с военной службы имели право на обеспечение жилым по избранному месту жительства. В установленном порядке К.Г.А. выразил свое желание быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства, был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства и принят на соответствующий учет, однако, не смог реализовать свое право по независящим от него причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период увольнения истца с военной службы.
Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований К.Г.А. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования К.Г.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать за К.Г.А. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства совместно с членами: К.С.В.
Обязать "данные изъяты" включить К.Г.А. с составом семьи четыре человека: К.С.В. в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В кассационной жалобе, поданной ответчиком "данные изъяты" в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились "данные изъяты" о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений К.Г.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу неподлежащей удовлетворению, поскольку не имеется оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия К.Г.А. по передаче ранее приватизированного жилого помещения, предоставленного на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную собственность, совершены сознательно и привели к ухудшению его жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда не согласился по следующим основаниям.
Материалами настоящего дела подтверждается, что истец К.Г.А. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 29 лет 5 дней. К.Г.А. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В период прохождения службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ К.Г.А. обратился в командиру в/ч 52929 с рапортом о предоставлении ему квартиры на отселение из ЗАТО Сибирский в связи с увольнением в запас по предельному сроку службы.
ДД.ММ.ГГГГ К.Г.А. обратился в территориальное отделение ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, составом семьи 4 человека и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства- "адрес".
Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и указывалось выше истец в период службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ обращался к командиру в/ч 52929 с рапортом о выборе места жительства "геле увольнения связи с наступлением предельного возраста пребывания на службе - "адрес", на котором имеется виза "оформить установленным порядком".
Между тем истец, с членами семьи - супруга и двое детей, наряду с дыми военнослужащими, внесен в книгу учета военнослужащих и граждан нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, дата внесения соответствующей записи- ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует дате подачи К.Г.А. рапорта.
Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа - ЗАТО Сибирский следует, что истец состоит на учете "граждан, желающих выехать на новое место жительства (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ N).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, доказательств снятия его с такого учета при рассмотрении дела не представлено, в связи с чем, доводы стороны ответчика ю отсутствии решения о признании К.Г.А. нуждающимся в жилье являются несостоятельными. При этом суд апелляционной инстанции учел, что отсутствие соответствующего решения о признании К.Г.А. нуждающимся в жилом помещении, приятого в установленном порядке при изложенных выше обстоятельствах, не может повлечь нарушение его прав на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не усматривает, поскольку они мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела, предоставленным доказательствам, исследованными судами, основаны на приведенных нормах материального права, судом применен закон, подлежащий применению.
Порядок реализации военнослужащими права на жилище определяется ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 2 рассматриваемой статьи, до внесения изменений, предусматривалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок учета подлежащих увольнению военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09. 1998 1054 (далее - Правила N 1054).
Подпунктом "а" п. 6 указанных Правил N 1054 установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в числе прочего, по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил N 1054 одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Исходя из анализа указанных норм следует, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.
В силу п.п. 9, 12 Правил N 1054 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей, в частности, не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 названных Правил N 1054, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади " жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Правилами предусмотрен заявительный порядок постановки военнослужащего на учет.
Согласно п.п. 13, 14 Правил N 1054 военнослужащие подают рапорт по команде с необходимым перечнем документов не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, где указано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих- граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. На основании изложенного, в связи с внесением указанных изменений, органы местного самоуправления утратили функции по обеспечению военнослужащих жильем.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N указала, что в связи с внесением в закон указанных изменений нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после ДД.ММ.ГГГГ, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Вместе с тем, иного порядка постановки на учет и обеспечения жилыми вмещениями военнослужащих с 2005 г. по 2011 г. не было принято. Правила признания военнослужащих - граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Нормы статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" шлялись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от ДД.ММ.ГГГГ N указал, что в отношении военнослужащих, на которых не распространяются нормы об обеспечении служебным жилым помещением на весь период службы, проходящих службу по контракту, заключенному до ДД.ММ.ГГГГ) продолжают применяться в части, не противоречащей действующему
Поскольку Правила N 1054 предусматривали принятие решения о постановке военнослужащего на учет решением жилищной комиссии воинской части, так как такой порядок был установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, прилагаемой к Приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, регулирующий вопросы же; течения военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в период службы, а истец к такой категории не относился, поскольку в период службы не обеспечен жилым помещением, а обеспечение военнослужащих жилыми помещениями при увольнении регулируется вышеуказанными специальными нормами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным бездействий "данные изъяты"" удовлетворению не подлежат.
Согласно пп. "а" и "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), а шоке если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Действительно материалами дела подтверждается, что истцу и его супруге на основании договора о передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ передана в порядке приватизации в общую толевую собственность "адрес"
Между тем, данное жилое помещение на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность, что не противоречит изложениям ст. 91. Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07. 1991 г. N, поскольку военнослужащий и (или) члены его семьи, при наличии на то их юли, вправе передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции нашел необоснованными выводы суда первой инстанции об ухудшении истцом жилищных условий в связи с передачей жилого помещения в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового о частичном удовлетворении исковых требований. Поскольку на момент увольнения истца со службы ДД.ММ.ГГГГ, перед увольнением им был подан рапорт о предоставлении жилого помещения, поскольку он имел право на обеспечение жильем по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона, по мнению суда, указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции учел указанные выше положения законодательства и то обстоятельство, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 2271-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2527-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1046-О о том, что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Поскольку, как уже указывалось выше, К.Г.А. при увольнении жильем обеспечен не был, то он в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ имел право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что в материалах дела не содержится сведений о том, что истец и члены его семьи имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, ответчиком также не представлено таких доказательств, то имелись основания для вывода о том, что К.Г.А. является нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что К.Г.А, имеющий продолжительность военной службы более 20 лет и являющийся не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилым помещением правомерно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы уполномоченным на то органом Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют позицию ответчика в суде апелляционной инстанции, которые были предметом исследования в суде, им дана надлежащая оценка, основаны на неверном толковании норм материального права. Эти доводы фактически выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи с чем не влекут отмену постановленного судебного акта.
Ввиду приведенных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется предусмотренных статьей 379.7. ГПК РФ оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.