Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Зайцевой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0014-01-2019-000075-35 по иску ФИО3 к Администрации Енисейского района Красноярского края о восстановлении в очереди на получение жилого помещения по кассационной жалобе ФИО3 на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 09 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилого помещения в льготном порядке, как ветерана боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование требований истцом указано, что он был поставлен на учет в льготную очередь, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Согласно письму Администрации Енисейского района Красноярского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец числился под номером "16" в списке очередности.
Письмом Администрации Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был уведомлен о том, что исключен из очереди в связи с улучшением жилищных условий, а именно, в связи с предоставлением жилья на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанные действия истец полагает незаконными, ущемляющими его права. За период постановки на учет в очередь с ДД.ММ.ГГГГ жилищные условия он не улучшал, жилыми помещениями ни на праве собственности, ни на праве аренды не владеет. Из Енисейского района Красноярского края на другое постоянное место жительство ФИО3 не выезжал.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 22 июля 2019 г. исковые требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 09 октября 2019 г. решение Енисейского районного суда Красноярского края от 22 июля 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО3 ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что им были представлены все доказательства правомерности нахождения в списках на получение жилья: он был включен в списки с ДД.ММ.ГГГГ и числился в списках до 2009 г. После этого периода информации о том, каким образом истец был исключен из списков и по каким основаниям, ответчиком не представлено. Заявитель указывает, что он не имеет жилого помещения в собственности, ни по договору социального найма. Кроме того, получение жилья его супругой, не может лишать его самого права на получение льготного жилья в соответствии с законодательством о ветеранах, положенному ему как участнику боевых действий.
Представителем Администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Законом Красноярского края N 18-4751 от 23 мая 2006 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, относящиеся, в том числе, и к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 189), Жилищный кодекс Российской Федерации введён в действие с ДД.ММ.ГГГГ
В силу части 2 статьи 6 ФЗ N 189, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений этой части.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, предоставление жилых помещений. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, истец ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона о ветеранах, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии БК N, с датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации Енисейского района Красноярского края N-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список очередности граждан, нуждающихся в жилье на 2008 г, где в списках очередности на жилплощадь на 2008 г. участников военных действий в ДРА, Чечне, значится ФИО3 с составом семьи из пяти человек, дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Судами достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между супругой истца (ФИО10) и Администрацией Верхнепашинского сельсовета заключён договор социального найма жилого помещения, общей площадью 68, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в жилое помещение вселялись: дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг ФИО3, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данное жилое помещение предоставлено ФИО10, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся на получение социального жилья с ДД.ММ.ГГГГ
Судами также установлено, что семья ФИО3 в составе пяти человек была снята с учета в качестве нуждающихся в связи с тем, что им было предоставлено жилое помещение на основании договора социального найма. "адрес" жилого помещения составляет 68, 2 кв.м, из которых на одного человека приходится 13, 64 кв.м, что превышает норму предоставления и учетную норму в Енисейском районе Красноярского края, которая решением Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ 38-490р утверждена в размере 13 квадратных метров. Аналогичные нормы - предоставления и учётная - действовали в 2005 г. в соответствии с решением Енисейского районного Совета депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ
Предоставленное ФИО10 жилое помещение приватизировано и приобретено в собственность ФИО10, её детьми и внуком в следующих долях: 2/5 доли на ФИО10, 1/5 доли на дочь ФИО4, 1/5 доли на дочь ФИО5, 1/5 доли на внука ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что истцом не представлено доказательств обращения в ФИО1 района до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на обеспечение жильем на льготных условиях, учитывая, что документ, дающий право на льготу - удостоверение ветерана боевых действий - было выдано истцу только ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, с 2009 г. истец нуждающимся в предоставлении жилого помещения на льготных условиях не является, ввиду обеспечения его семьи жилым помещением на условиях договора социального найма.
Поданная кассационная жалоба содержит довод о том, что истец на данный момент до сих пор не имеет в собственности жилого помещения. Данный довод судебной коллегией отклоняется, поскольку судами достоверно установлено, что семья истца была снята с учёта нуждающихся вследствие предоставления им жилого помещения на основании договора социального найма. В очереди на получение социального жилья состояла супруга истца ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ Поэтому, как на момент заключения договора социального найма, так и на момент приобретения в собственность жилого помещения по адресу: "адрес", истец и его супруга не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку 1/5 доли от общей площади жилого помещения составляет 13, 64 кв.м, что превышает норму предоставления и учётную норму в "адрес".
Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, обязательным условием для предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, в соответствии с Законом о ветеранах является совокупность следующих обстоятельств: нуждаемость в улучшении жилищных условий, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилье до ДД.ММ.ГГГГ, сохранение права состоять на данном учете на момент обеспечения жилым помещением. Вопреки доводам кассационной жалобы истцом не представлено доказательств наличия вышеприведенной совокупности юридически значимых обстоятельств. Одновременно судами правомерно сделан вывод о том, что в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не является.
Как усматривается из содержания кассационной жалобы, возражения её подателя сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судами первой и второй инстанций, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Енисейского районного суда Красноярского края от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 09 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.