Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б. и Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2а-184/2019; УИД: 38RS0032-01-2018-005218-67 по иску Борхонова Давида Алексеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии в части снятия с учёта на получение единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя ответчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области Мазуренко Н.А, выступающую по доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца Борхонова Д.А. - Халмакшинова Е.С, действующего на основании доверенности, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борхонов Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - Главное управление МЧС России по Иркутской области), с требованиями признать протокол N заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от 30 мая 2018 г. в части снятия его с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счёт средств федерального бюджета незаконным.
В обоснование исковых требований Борхонов Д.А. указал, что проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в звании "звание" внутренней службы и в должности "должность" пожарно-спасательной части N 43 (по охране п. Усть-Ордынский) федерального государственного казенного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области". В соответствии с протоколом N 5 жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от 26 декабря 2014 г..он состоял на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 5 человек из расчёта на 90 кв.м, в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г.."О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ). Однако, на основании протокола N жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области от 30 мая 2018 г..он снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счёт средств федерального бюджета в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ. В обоснование принятого решения в протоколе указано, что у него 9 февраля 2012 г..было зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/4 на квартиру, общей площадью 81, 2 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". В последующем 20 марта 2012 г..его право общей долевой собственности на указанную квартиру прекращено в связи с продажей, что послужило основанием принятия обжалуемого решения.
Решение жилищной комиссии о снятии его с учёта нарушает его право на получение социальной выплаты гарантированной ему федеральным законом, не соответствует требованиям закона и не обоснованно, поскольку Федеральный закон от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ принят 21 декабря 2012 г..и вступил в законную силу с 01 января 2013 г, обратной силы не имеет. Условий о распространении данного закона на отношения, возникшие до введения его в действие, текст закона не содержит. Таким образом, его действия по продаже принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", совершенные в марте 2012 года (то есть до принятия 283-ФЗ) не могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника по смыслу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 15 января 2019 г. требования Борхонова Д.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 октября 2019 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 января 2019 г. по данному административному делу отменено.
Исковые требования Борхонова Д.А. удовлетворены.
Признан незаконным протокол N заседания жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области от 30 мая 2018 г. в части снятия Борхонова Д.А. с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счёт средств федерального бюджета с составом семьи 5 человек.
В поданной Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 октября 2019 г, как незаконного.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Борхонова Д.А. - Халмакшиновым Е.С. принесены письменные возражения.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Борхонов Д.А, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие с участием его представителя. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Борхонова Д.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Борхонов Д.А. проходит службу в должности "должность" пожарно-спасательной части N 43 федерального государственного казенного учреждения "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
С 15 декабря 2014 г. Борхонов Д.А. состоял на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 5 человек.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Иркутской области от 30 мая 2018 г. по результатам проверки учётных дел, Борхонов Д.А. снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий.
Из содержания оспариваемого решения следует, что у Борхонова Д.А. 08 февраля 2012 г. зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/4 на квартиру общей площадью 81, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности на квартиру прекращено 20 марта 2012 г.
Разрешая спор и отказывая Борхонову Д.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение комиссии соответствует закону, поскольку на момент принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении Борхоновым Д.А. совершены намеренные действия, ухудшающие жилищные условия.
С данными выводами обоснованно не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда по апелляционной жалобе истца Борхонова Д.А. и удовлетворяя исковые требования Борхонова Д.А, суд апелляционной инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка в совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что на момент постановки Борхонова Д.А. на учёт 15 декабря 2014 г. ответчику были известны сведения об ухудшении Борхоновым Д.А. жилищных условий, оспариваемое решение комиссии датировано 30 мая 2018 г, а обстоятельство, повлекшее его принятие, имело место в марте 2012 г. и его пятилетний срок истёк в марте 2017 г, соответственно указанное обстоятельство, не могло служить основанием для снятия Борхонова Д.С. с составом семьи (5 человек) с учёта для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречат.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона) (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учёта для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учёт).
Установив, что при постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты 15 декабря 2014 г. Борхонов Д.А. представил необходимые документы, в том числе: выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 3 апреля 2014 г. N, содержащую сведения об отчуждении им 1/4 доли в жилом помещении, приобретенной 6 февраля 1996 г. в результате приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", оспариваемое решение комиссии, основанное именно на указанной выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, датировано 30 мая 2018 г, с учётом того, что обстоятельство, повлекшее его принятие, имело место в марте 2012 г. и его пятилетний срок истёк в марте 2017 г, а иные предусмотренные законом основания для снятия Борхонова Д.А. с учёта, в оспариваемом решении жилищной комиссии управления МЧС России по Иркутской области не приведены, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения Борхоновым Д.А. (20 марта 2012 г.) принадлежавшей ему доли в жилом помещении, указанное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Борхонова Д.А. с учёта для получения единовременной социальной выплаты.
С учётом совокупности представленных доказательств, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Борхонова Д.А, учитывая обстоятельства дела и требования закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что при вынесении апелляционного определения судом апелляционной инстанции не разрешён вопрос порядка восстановления Борхонова Д.А. в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, что приведёт к нарушению прав сотрудников, принятых на учёт на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с законодательством, раньше Борхонова Д.А. и имеющих большую выслугу на службе на момент, когда у Борхонова Д.А. возникло право обратиться с рапортом на получение указанной выплаты, не был предметом рассмотрения по настоящему делу и не подлежал оценке в судебном постановлении.
В целом доводов, опровергающих выводы судебной коллегии, кассационная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения апелляционного определения судебной коллегии явиться не может.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.