Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N (2-706/19) по иску К.О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов, назначении пенсии
по кассационной жалобе К.О.В. на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г.
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения К.О.В, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонный)) о признании незаконным решения, включении периодов, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований К.О.В. указала на то, что 5 июля 2018 г. он обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 4 октября 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Просил признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 4 октября 2018 г. N. УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное). Обязать УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных основаниях (Список N 2) периоды работы с 4 января 1995 г. по 24 января 1996 г. (1 год 21 день) в должности мастера на участке N в "данные изъяты""; с 29 августа 2000 г. по 30 июля 2001 г. (11 месяцев 2 дня) в должности мастера строительного участка на участке N в "данные изъяты""; с 13 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (10 месяцев 19 дней), с 15 января 2009 г. по 10 июня 2009 г. (4 месяца 26 дней) в должности мастера строительных и монтажных работ в "данные изъяты""; с 15 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г. (4 месяцев 1 день) в должности прораба (производителя работ) в "данные изъяты""; со 2 июня 2014г. по 30 июня 2015 г. (1 год 28 дней) в должности маляра в "данные изъяты""; с 13 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (19 дней) в должности маляра на участке окраски в "данные изъяты""; с 1 января 2018 г. по 9 июня 2018 г. (5 месяцев 9 дней) в должности маляра на участке окраски в "данные изъяты""; с 1 июля 1994 г. по 13 сентября 1994 г. (2 месяца 12дней) в должности производителя работ строительного участка строительно-монтажного управления АО "Азот"; с 14 апреля 1994 г. по 30 июня 1994 г. (2 месяца 16 дней) в должности мастера строительного участка строительно-монтажного управления АО "Азот". Обязать УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда с 5 июля 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение от 4 октября 2018 г. N Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в части.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы К.О.В.:
с 13 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (10 месяцев 19 дней), с 15 января 2009 г. по 10 июня 2009 г. (4 месяца 26 дней) в должности мастера строительных и монтажных работ в "данные изъяты"
с 15 сентября 2010 г. по 16 декабря 2010 г. (4 месяца 1 день) в должности прораба (производителя работ) в "данные изъяты"
с 13 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (19 дней) в должности маляра на участке окраски в "данные изъяты"
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г. решение суда первой инстанции отменено в части, постановлено:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы К.О.В. со 2 июня 2014 г. по 30 июня 2015 г. (1 год 27 дней) в должности маляра в механическом цехе филиала "данные изъяты"
В остальной обжалованной части решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г. оставить без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе К.О.В. ставится вопрос об отмене Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г, как незаконных.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Государственного учреждения- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Д. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 28 мая 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец К.О.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 17 августа 1998 г.
5 июля 2018 г. К.О.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области от 4 октября 2018 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (стаж по Списку N 2 составил 8 лет 3 месяца 26 дней, при требуемом - 12 лет 6 месяцев), возникает в 57 лет.
Пенсионным органом не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N1173 и от 26 октября 1991 г. N10 периоды работы истца, в том числе:
с 1 января 1992 г. по 25 декабря 1994 г. (2 года 11 месяцев 25 дней) в должности мастера на участке N в "данные изъяты"";
с 4 января 1995 г. по 24 января 1996 г. (1 год 21день) в должности мастера на участке N в "данные изъяты"";
с 29 августа 2000 г. по 30 июля 2001 г. (11месяцев 2 дня) в должности мастера строительного участка в "данные изъяты";
с 13 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (10 месяцев 19дней) и с 15 января 2009 г. по 10 июня 2009 г. (4 месяца 26дней) - в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО "Кузбасстрой СДЭ" ООО "ТМ-Гласс";
с 15 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г. (3 месяца 1 день) в должности прораба (производителя работ) в "данные изъяты"
- с 2 июня 2014 г. по 30 июня 2015 г. (9 месяцев 27дней) в должности маляра в "данные изъяты"
- с 13 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (19 дней) в должности моляра на участке в "данные изъяты"";
- с 1 января 2018 г. по 9 июня 2018 г. (5 месяцев 9 дней) в должности маляр на участке окраски в "данные изъяты"", так как стаж на соответствующих видах работ в указанные периоды не подтвержден индивидуальными сведениями, а также из представленных документов не усматривается занятость, в соответствующие периоды, на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов; Списком N 2 от 26 января 1991 г. N10 не предусмотрена должность "мастер", "мастер строительного участка", не подтверждены условия работы в течение полного рабочего дня; не усматривается занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения ответчика в части отказа во включении периодов работы истца К.О.В. с 13 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (10 месяцев 19 дней), с 15 января 2009 г. по 10 июня 2009 г. (4 месяца 26 дней) в должности мастера строительных и монтажных работ в "данные изъяты""; с 15 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г. (3 месяца 1 день) в должности прораба (производителя работ) в "данные изъяты" а также с 13 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (19 дней) в должности маляра на участке окраски в "данные изъяты""; в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и об удовлетворении требований истца в указанной части.
Суд апелляционной инстанций согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы, указанных в решении.
Суд апелляционной инстанции счел необходимым отменить решение суда первой инстанции в части невключения спорного периода работы К.О.В. в должности маляра "данные изъяты"" со 2 июня 2014 г. по 30 июня 2015 г. и принял по делу в указанной части новое решение о включении данного периода в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами судов на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г..N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности решения ответчика - УПФР в г. Кемерово Кемеровском районе (межрайонное) от 4 октября 2018 N в части отказа во включении периодов работы истца К.О.В. с 13 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (10 месяцев 19 дней), с 15 января 2009 г. по 10 июня 2009 г. (4 месяца 26 дней) в должности мастера строительных и монтажных работ в "данные изъяты""; с 15 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г. (3 месяца 1 день) в должности прораба (производителя работ) в ООО "Олимп"; а также с 13 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (19 дней) в должности маляра на "данные изъяты""; в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и об удовлетворении требований истца в указанной части. Выводы суда в указанной части основаны на имеющихся в деле доказательствах, подтверждающих условия и характер работы истца, дающей ему право на досрочное назначение пенсии по старости, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что при подсчете стажа истца в период его работы с 15 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г, судом допущена ошибка и указано 4 месяца 1 день, вместо 3 месяца 1 день.
Выводы суда первой инстанции о включении периодов работы истца основан на правильном применении норм материального права, со ссылкой, в том числе на Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173, которым предусмотрены должности мастера (десятника) прораба в разделе ХХIХ "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций"; а также на Список N 2 от 26 января 1991 г. N10, в котором поименованы должности производителя работ (код 22900006-24441), мастера строительных и монтажных работ (код 22900006-23419) в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", в подразделе "б)" "руководители и специалисты, и должность маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности поименована в разделе XXXIII "Общие профессии" (код 23200000-13450).
Суд первой инстанции, принимая во внимание сведения трудовой книжки, а также уточняющие справки, выданные "данные изъяты"" от 21 ноября 2018 г. N и "данные изъяты"" от 26 сентября 2018 г. N о занятости К.О.В. в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, согласно которому невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, исходил из того, что нарушение работодателем порядка предоставления сведений о наличии рабочих мест с особыми условиями труда и порядка предоставления индивидуальных сведений, не может являться основанием для ограничения прав гражданина, включая его право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца со 2 июня 2014 г. по 30 июня 2015 г. в должности маляра в механическом цехе "данные изъяты"", поскольку из материалов дела усматривается, что К.О.В. работал в должности маляра в механическом "данные изъяты"" на условиях полного рабочего дня, и условия его работы по вредным (опасным) факторам относились к классу 3, 3.
Как установлено судом апелляционной инстанции занятость К.О.В. полный рабочий день подтверждается уточняющими справками, выданными директором филиала "данные изъяты"" от 4 октября 2018 г. N и главным инженером филиала ООО "данные изъяты"" от 12 сентября2018 г. N; картой аттестации рабочего места по условиям труда от 11 ноября 2013г. N, картой специальной оценки условий труда от 16 января 2015 г. N, из которых следует, что в указанный период К.О.В, занимающий должность маляра механического цеха в филиале " "данные изъяты"", работал во вредных условиях; по химическому фактору класс условий труда составлял 3, 2 и 3, 3, итоговый класс вредных условий соответствует 3, 3. Согласно карте специальной оценки труда (строка 041) имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, работа предусмотрена Списком N раздел XXXIII "Общие профессии" (код 23200000-13450); результатами проведенной 16 января 2015 г. специальной оценки условий труда на рабочем месте истца, в соответствии с которыми его условия труда отнесены к тяжелым условиям труда по Списку N 2, дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в тяжелых условиях труда).
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", к вредным условиям труда 3 степени относятся условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включения спорного периода работы К.О.В. в должности маляра механического цеха филиала "Энергосеть" со 2 июня 2014 г. по 30 июня 2015 г. в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом включения спорных периодов в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии составляет меньше 12 лет 6 месяцев, указав на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия может быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, то есть на 4 года, что дает истцу право на назначение пенсии по достижении 56 лет.
Доводы ответчика, изложенные в жалобе относительно незаконности включения указанных периодов в стаж истца были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которые были отклонены по мотивам указанным в судебных актах.
В удовлетворении исковых требований К.О.В. в части включения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов его работы с 4 января 1995 г. по 24 января 1996 г. (1 год 21день) в должности мастера на участке N в "данные изъяты""; с 29 августа 2000 г. по 30 июля 2001 г. (11 месяцев 2 дня) в должности мастера строительного участка в "данные изъяты" судами отказано, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих работу К.О.В. в указанные периоды в условиях полного рабочего дня, а экспертам судебной экспертизы, назначенной судом, не представилось возможным по имеющимся в деле документам определить условия полной занятости истца в указанные спорные периоды его работы.
Доводы кассационных жалоб, в том числе истца со ссылкой о несогласии в части невключения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов его работы с 4 января 1995 г. по 24 января 1996 г. (1 год 21день) в должности мастера на участке N в "данные изъяты""; с 29 августа 2000 г. по 30 июля 2001 г. (11 месяцев 2 дня) в должности мастера строительного участка в "данные изъяты" полагая, что данные периоды подтверждаются материалами дела, фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы жалоб отклоняются судебной коллегией, поскольку не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца и кассационной жалобы представителя ответчика и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационные жалобы К.О.В. и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.