Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1399/2019 (УИД: 38RS0003-01-2019-001055-44) по иску Иванишко Елены Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Иванишко Елены Ивановны на решение Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванишко Елена Ивановна (далее - Иванишко Е.И, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Иванишко Е.И. указала, что обратилась в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 24 июля 2018 г. N134/2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Иванишко Е.И. отказано по причине недостаточности страхового стажа.
При этом не были включены как в страховой стаж, так и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды трудовой деятельности Иванишко Е.И. с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г. в качестве стажера "данные изъяты" "данные изъяты", с 29 апреля 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. в должности "данные изъяты" ООО " "данные изъяты"".
Иванишко Е.И. считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным.
В период с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г. Иванишко Е.И. проходила службу в "данные изъяты". Согласно ответу ГУФСИН по Иркутской области на дополнительный запрос работа в качестве стажера "данные изъяты" "данные изъяты" подпадает под регулирование ТК РФ, следовательно, указанный период подлежит включению, как в страховой стаж, так и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учитывая, что место работы было расположено на территории г. Братска Иркутской области.
В период с 29 апреля 1999 г. по 27 декабря 2002 г. Иванишко Е.И. непрерывно работала в ООО " "данные изъяты"", что подтверждается записями в трудовой книжке. Предприятие находилось на территории Братского района Иркутской области - местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом неисполнение работодателям обязанности по оплате страховых взносов не может быть поставлено работнику в вину и служить основанием для отказа в зачете соответствующего периода в стаж.
По мнению Иванишко Е.И, пенсионный орган обязан был назначить ей страховую пенсию с момента обращения за ее назначением - с 4 мая 2018 г, однако, отказал, не имея на это оснований, чем нарушил ее право на получение пенсии.
Иванишко Е.И. просила суд признать решение УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 24 июля 2018 г. N незаконным, включить периоды работы с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г, с 29 апреля 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, признать право на получение досрочной страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 мая 2018 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2019 г. исковые требования Иванишко Е.И. удовлетворены частично. На УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области возложена обязанность по включению в страховой стаж Иванишко Е.И. периодов работы с 29 апреля 1999 г. по 30 июня 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г.
В удовлетворении требований Иванишко Елены Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в части признания решения N от 24.07.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным, включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов работы с 09.07.1996 г. по 01.07.1997 г, с 29.04.1999 г. по 16.09.2001 г, с 08.10.2001 г. по 05.07.2002 г, с 01.08.2002 г. по 27.12.2002 г, включения в страховой стаж периода работы с 01.07.1999 г. по 30.07.1999 г. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иванишко Е.И. ставится вопрос об отмене решения Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2019 г. и апелляционного определения Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Иванишко Е.И, представитель ответчика УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванишко Е.И, "дата" года рождения, обратилась 4 мая 2018 г. в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 24 июля 2018 г. N Иванишко Е.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На момент обращения в пенсионный орган страховой стаж Иванишко Е.И. составил 22 года 8 месяцев 5 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 г. N 2-П - 28 лет 5 месяцев 19 дней (при требуемом - 20 лет); стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 19 лет 5 месяцев 13 дней (при требуемом - 20 лет).
При этом спорный период работы Иванишко Е.И. с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г. включен пенсионным органом в страховой стаж, однако не зачтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Периоды работы в ООО " "данные изъяты"" с 29 апреля 1999 г. по 30 июня 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. не зачтены в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно трудовой книжке Иванишко Е.И. в период с 9 июля 1996 г. по 15 апреля 1998 г. проходила службу в органах внутренних дел "данные изъяты" г. Братска Иркутской области, с 29 апреля 1999 г. по 27 декабря 2002 г. работала в ООО " "данные изъяты"" в должности "данные изъяты".
Согласно справке от 11 февраля 2019 г. N Иванишко Е.И. проходила службу в уголовно-исполнительной системе России с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г. в качестве стажера "данные изъяты", с 1 августа 1997 г. по 15 апреля 1998 г. состояла в должности "данные изъяты".
Из справки от 4 мая 2018 г, справки от 3 мая 2018 г. N следует, что Иванишко Е.И. с 9 июля 1996 г. по 15 апреля 1998 г. проходила службу в Федеральном казенном учреждении " "данные изъяты"" ГУФСИН по Иркутской области, в период которой на нее не распространялось обязательное пенсионное страхование. С сумм денежного довольствования за данный период в пенсионный фонд отчисления не производились.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО " "данные изъяты"" было зарегистрировано в качестве юридического лица с 21 апреля 1999 г. по 23 мая 2007 г. Адрес места нахождения: "данные изъяты" Братского района. На налоговый учет поставлено 23 апреля 1999 г, зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного Фонда Российской Федерации 26 апреля 1999 г.
Из служебной записки УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 31 мая 2018 г. следует, что ООО " "данные изъяты"" в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области зарегистрировано с 26 апреля 1999 г, снято с учета 21 августа 2008 г. По периоду с 29 апреля 1999 г. по 31 декабря 2001 г. расчетные ведомости по начисленным страховым взносам предоставлялись за июль 1999 г. Сведения об уплате взносов в ПФР за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в составе единого социального налога (взноса) орган ПФР не располагает. В указанный период контроль за поступлением взносов осуществлялся Федеральной налоговой службой.
Из сообщения архивного отдела администрации города Братска от 2 ноября 2017 г. следует, что документы по личному составу ООО " "данные изъяты"" за 1999 - 2002 годы на хранение в архивный отдел администрации города Братска Иркутской области не поступали.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Иванишко Е.И. (дата регистрации 30 марта 1999 г.) сведения о работе истца в ООО " "данные изъяты"" отсутствуют, льготный код (МКС) за периоды работы с 17 сентября 2001 г. по 7 октября 2001 г. проставлен ОАО " "данные изъяты"", с 6 июля 2002 г. по 31 июля 2002 г. - ЗАО " "данные изъяты"".
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период стажировки является составляющей частью выслуги лет в органах внутренних дел, следовательно, данный период не может быть учтен ответчиком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Учитывая, что указанный период зачтен ответчиком в страховой стаж истца в бесспорном порядке, оснований для его повторного включения в страховой стаж не имеется.
Удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж периодов работы 29 апреля 1999 г. по 30 июня 1999 г, с 1 августа 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. в ООО " "данные изъяты"", суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления истцом трудовой деятельности в указанные периоды подтверждается записями трудовой книжки, являющейся основным документом о трудовой деятельности.
При этом суд первой инстанции указал, что не предоставление страхователем сведений о работе истца в спорный период само по себе не может являться основанием для лишения истца права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную подачу страхователем сведений о работе, либо ставили в зависимость подачу таких сведений от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Отказывая в удовлетворении требований Иванишко Е.И. о включении периодов работы с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г, с 29 апреля 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств выполнения работы в указанные периоды, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, материалы дела не содержат, а период работы с 1 июля 1999 г. по 30 июля 1999 г. в бесспорном порядке зачтен пенсионным органом в страховой стаж истца и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем, оснований для повторного зачета не имеется.
Поскольку на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости Иванишко Е.И. не приобрела соответствующего права в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований Иванишко Е.И. о признании решения пенсионного органа незаконным, признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 мая 2018 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях")
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 2 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 6 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (ч.2 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Город Братск Иркутской области, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н.
Из положений ст.3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст.3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст.28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства подтверждающие выполнение работы Иванишко Е.И. в периоды с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г, с 29 апреля 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. на территории, отнесенной к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку в силу ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении работы Иванишко Е.И. не представлялись, Иванишко Е.И. в порядке ст.56 ГПК РФ письменные доказательства, подтверждающие выполнение работы на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не представлено, выводы суда первой и апелляционной инстанции об отказе включения периодов работы Иванишко Е.И. с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г, с 29 апреля 1999 г. по 16 сентября 2001 г, с 8 октября 2001 г. по 5 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 27 декабря 2002 г. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следует признать правильными.
Нельзя признать обоснованными доводы кассационной жалобы о том, что допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей, поскольку работа в организации, расположенной в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как, в данном случае, подтверждается именно характер работы, поскольку устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, работавшими в районах Крайнего Севера, законодатель учитывал особенности проживания и работы в экстремальных природно-климатических условиях, а в силу ч.3 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Также являются правильными выводы судов о том, что период прохождения Иванишко Е.И. службы в уголовно-исполнительной системе с 9 июля 1996 г. по 1 июля 1997 г. в качестве стажера "данные изъяты" не подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения Иванишко Е.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Соответственно, период прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы включается в страховой стаж и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на досрочную страховую пенсию по старости, что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определениях от 17 октября 2006 г. N380-О, от 29 сентября 2011 г. N1040-О-О, от 25 января 2012 г. N19-0-0, от 24 сентября 2012 г. N1505-О и др. решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванишко Елены Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.