Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-940/2019; УИД: 24RS0018-01-2019-001097-55 по иску Корнилова Николая Дмитриевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зеленогорске Красноярского края о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат, по кассационной жалобе Корнилова Николая Дмитриевича на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2019 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корнилов Н.Д. обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зеленогорске Красноярского края (далее - УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края) о перерасчете его пенсии с коэффициентом ЗР/ЗП равным 1, 33; выплате ему недополученных сумм пенсии с 4 января 2002 г. по настоящее время в соответствии с предоставленным истцом расчетом, расчете периода службы в армии по призыву для расчета пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) как 1 день службы за 2 дня работы; установлении пенсии истца на 04.01.2002 года в размере 1605, 44 рублей; предоставлении данных перерасчета с 4 января 2002 г. по настоящее время.
Требования мотивированы тем, что письмом УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края от 27 июня 2019 г. истцу предоставлен расчет его пенсии на 4 января 2002 г. в размере 1453, 38 рублей, тогда как истцу согласно расчету 2002 года выплачивалась пенсия в размере 1353, 12 рублей, то есть ему ежемесячно не доплачивали пенсию в 2002 году на 100 рублей.
Страховая пенсия согласно представленному в исковом заявлении расчету составила 966, 44 рублей, в связи с чем, размер ежемесячной недоплаты составил 164, 37 рублей.
Также при подсчете пенсии истца по п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в личном деле не учтено, что с 1 сентября 1967 г. по 3 марта 1971 г. истец проходил обучение в техникуме, с 23 июня 1970 г. по 20 ноября 1970 г. у него была производственная практика, а с 21 ноября 1970 г. по 3 марта 1971 г. он продолжил учебу в техникуме. Между тем, период обучения с 21 ноября 1970 г. по 3 марта 1971 г, равный 3 мес. 12 дн, необоснованно не был включен в его стаж.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Корнилова Николая Дмитриевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зеленогорске Красноярского края отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Корнилов Н.Д. просит об отмене принятых судебных постановлений с принятием нового судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку истец заявил требования о перерасчете размера начисленной ему пенсии с 4 января 2002 г. суд первой инстанции при проверке правильности начисления размера пенсии истцу обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 указанного Федерального закона).
В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ регламентированы иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции по состоянию на 1 января 2002 г.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается при наличии одного такого члена семьи - 600 рублей в месяц.
Пунктами 5, 11 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции по состоянию на 1 января 2002 г.) предусмотрены формулы расчета страховой части пенсии и размера трудовой пенсии по старости.
Статьей 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Корнилову Н.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании его заявления от 3 января 2002 г. с 4 января 2002 г. установлена пенсия по старости, назначенная решением УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края от 14 февраля 2002 г. в суммарном размере 1353, 12 рублей, в том числе базовая часть - 600 рублей, страховая часть - 753, 12 рублей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Решением УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края N от 29 июня 2005 г. на основании заявления Корнилова Н.Д. от 29 июня 2005 г. пересчитана страховая часть трудовой пенсии в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П с момента назначения, то есть с 4 января 2002 г, и составила 853, 38 рублей, размер трудовой пенсии составил 1453, 38 рублей (600 +853, 38).
При этом при исчислении величины расчетного пенсионного капитала в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ произведена оценка пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 г. (определен расчетный размер пенсии на указанную дату), при которой учтены: общий трудовой стаж до 1 января 2002 г, который выражается в стажевом коэффициенте, равном 0, 55 при наличии требуемых 20 лет общего трудового стажа для мужчин, пенсия которым установлена в связи с работой в особых условиях труда по Списку N 1, при обычных условиях - 25 лет (в период с 1 января 2002 г. до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П сниженные стажевые требования не применялись в силу действующего на тот момент законодательства), и увеличен на 0, 01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх требуемого, но не более чем на 0, 20; среднемесячный заработок до 1 января 2002 г.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются, перечисленные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ периоды.
Суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, согласно сведениям, указанным в трудовой книжке и в выписке из лицевого счета застрахованного лица, у Корнилова Н.Д. по состоянию на 1 января 2002 г. составила по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ - 30 лет 11 месяцев 22 дня, в том числе служба в армии по призыву - 01 год 11 месяцев 28 дней, работа по Списку N 1 - 10 лет 01 месяц 14 дней; по пункту 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ - 35 лет 09 месяцев 12 дня, в том числе учеба - 02 года 09 месяцев 22 дня, служба в армии по призыву - 03 года 11 месяцев 26 дней, работа по Списку N 1 - 10 лет 01 месяц 14 дней.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определен стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения пенсии по старости, составляет 0, 55 при продолжительности трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 данного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0, 20.
Из материалов дела следует, что Корнилову Н.Д. определен стажевый коэффициент в размере 0, 65 с учетом общего трудового стажа на 1 января 2002 г. продолжительностью 30 лет 11 месяцев 22 дня и требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии для мужчин страхового стажа 20 лет.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - определяемый в соответствии с указанным пунктом стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Разрешая заявленные Корниловым Н.Д. требования, принимая во внимание, что фактическое отношение среднемесячного заработка Корнилова Н.Д. за 2000-2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 5, 143, а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учтено в размере 1, 2, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком верно определен размер трудовой пенсии истца по состоянию на 4 января 2002 г. в размере 1453, 38 рублей с учетом корректирующих сведений о поступлении страховых взносов, индексации, валоризации.
При этом, суд указал, что оценка пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 г. была обоснованно произведена ответчиком по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, данный вариант признан для истца наиболее выгодным по сравнению с расчетом, произведенным по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, что подтверждается представленными ответчиком вариантами расчета.
С учетом изложенного произведенный ответчиком в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости на 4 января 2002 г. в размере 1453, 38 рублей признан судом правильным, соответствующим требованиям пенсионного законодательства и не нарушающим права истца, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Корнилова Николая Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.