Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1616/2019 (УИД: 04RS0007-01-2019-001644-79) по иску Базарова Доржо Нимаевича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Базаров Доржо Нимаевич (далее - Базаров Д.Н, истец) обратился с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований Базаров Д.Н. указал, что является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением N.
18 марта 2003 г. как ветеран боевых действий поставлен на учет для обеспечения жильем.
1 ноября 2018 г. Базаров Д.Н. исключен из Единого сводного списка по Республике Бурятия "Граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий" ввиду позднего получения удостоверения ветерана боевых действий - 26 декабря 2005 г, чем его постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Базаров Д.Н. считает, что на основании положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" и Постановления Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2006 г. N138 "Об утверждении порядка постановления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидами семьям, имеющих детей-инвалидов" имеет право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий.
Базаров Д.Н. просил суд признать право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 18 марта 2003 г.
Протокольным определением Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 мая 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.
Решением Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. исковые требования Базарова Д.Н. удовлетворены. За Базаровым Д.Н. признано право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - с 18 марта 2003 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2019 г. решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минстроя России ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2019 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем Базарова Д.Н. - Бураевым В.Н. принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Базаров Д.Н, представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, просившие рассмотреть дело в свое отсутствие, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Минстроя России, администрации муниципального образования "Окинский район", сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 1 декабря 2000 г. по 6 декабря 2001 г. Базаров Д.Н. проходил военную службу в должности оператора в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. При этом в течение 60-ти дней принимал фактическое участие при проведении контртеррористических операций.
Согласно п.12 военного билета Базарова Д.Н. с 1 декабря 2000 г. по 6 декабря 2001 г. Базаров Д.Н. выполнял служебно-боевые задачи в Республике Дагестан в составе в/ч N.
На основании заявления от 14 марта 2003 г. Базаров Д.Н. 18 марта 2003 г. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий".
Базаров Д.Н. был включен в Единый сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. по Окинскому району (под N), утвержденный главой муниципального образования Окинский район 13 марта 2006 г.
26 декабря 2005 г. Базарову Д.Н. Министерством внутренних дел Республики Бурятия выдано удостоверение ветерана боевых действий.
В связи с отсутствием права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", поскольку на момент принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий у Базарова Д.Н. отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. N Базаров Д.Н. исключен из Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельство того, что Базаров Д.Н. получил удостоверение ветерана боевых действий после 1 января 2005 г. не является основанием для исключения его из Единого списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, поскольку право Базарова Д.Н, как ветерана боевых действий, на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, вставшего на учет нуждающихся до 1 января 2005 г, подтверждено удостоверением ветерана боевых действий, которое до настоящего времени недействительным не признано.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно пп.1 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст.3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в пп.1-6 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах".
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.6 ст.16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Базаров Д.Н. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Базаров Д.Н. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нельзя признать обоснованными суждения в кассационной жалобе о том, что статус ветерана боевых действий подтверждается именно с момента получения соответствующего удостоверения, в отсутствие такого удостоверения у Базарова Д.Н. не могло возникнуть право на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, равно как и не могло возникнуть право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона "О ветеранах" до момента выдачи удостоверения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. N3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Базаров Д.Н. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.