Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Юдиной А.М., при секретаре Бирюкове А.И., с участием: прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Погодиной С.О., защитника - адвоката Черепанова К.А., предоставившего удостоверение N17226 и ордер N 2020030201-01/ЧКА от 02 марта 2020 года, обвиняемого Гаджаева К.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы обвиняемого Гаджаева К.Б., адвоката Черепанова К.А. на постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2020 года, которым в отношении
Гаджаева К.Б, 25 сентября 1982 года рождения, *** ранее судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, - продлен срок содержания под стражей в качестве меры пресечения на 01 месяц 00 суток, а всего до 12 месяцев 00 суток, то есть до 15 марта 2020 года.
Доложив содержание постановления и доводы жалоб, выслушав выступление обвиняемого Гаджаева К.Б, адвоката Черепанова К.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Погодиной С.О, полагавшей постановление суда оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
15 марта 2019 года СО ОМВД РФ по району Выхино-Жулебино г. Москвы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, в отношении Гаджаева К.Б.
15 марта 2019 года Гаджаев К.Б. задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, в тот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.
16 марта 2019 года Кузьминским районным судом г. Москвы в отношении Гаджаева К.Б. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок содержания которой неоднократно продлевался судом.
Срок предварительного следствия неоднократно продлевался, последний раз продлен 06 февраля 2020 года до 12 месяцев, то есть до 15 марта 2020 года.
Постановлением Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2020 года срок содержания под стражей обвиняемому Гаджаеву К.Б. продлен на 01 месяц 00 суток, а всего до 12 месяцев 00 суток, то есть до 15 марта 2020 года.
В апелляционной жалобе обвиняемый Гаджаев К.Б, не соглашаясь с постановлением суда, отмечает, что следственные действия в полном объеме не проводятся, требования ст. ст. 215, 217 УПК РФ не выполнены, основания для сохранения меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют, поскольку он имеет возможность проживать в Московской области с супругой и малолетними детьми.
Просит постановление отменить, избрать ему меру пресечения не связанную с лишением свободы, а именно подписку о невыезде и надлежащем поведении.
В апелляционной жалобе адвокат Черепанов К.А. выражает несогласие с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным. Цитируя положения Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2013г. N41, ст. 109 УПК РФ, указывает, что доказательств того, что Гаджаев может скрыться и воспрепятствовать производству по делу, не представлено. Обстоятельства, послужившие основанием для избрания меры пресечения, в настоящее время отсутствуют. В настоящее время все следственные действия произведены, особой сложности дело не представляет, по делу допущена волокита, имеет место неэффективная организация расследования. Гаджаев имеет на территории Московской области постоянное место жительства, о чем имеется заявление собственника. Просит постановление суда отменить, изменить Гаджаеву К.Б. меру пресечения на иную, более мягкую, такую как домашний арест.
Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Ходатайство следователя о продлении Гаджаеву К.Б. срока содержания под стражей, подано в суд с согласия надлежащего должностного лица и соответствует требованиям ст. 109 УПК РФ, подано следователем в суд, в производстве которого находилось данное уголовное дело.
Из представленных материалов видно, что решение вопроса о продлении Гаджаеву К.Б. срока содержания под стражей проходило в рамках возбужденного уголовного дела, при наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, задержания Гаджаева К.Б А. и предъявления ему обвинения, избрания меры пресечения и продления срока содержания под стражей.
Согласно ст. 110 УПК РФ, мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ.
Принимая решение о продлении срока содержания Гаджаеву К.Б. под стражей, суд мотивировал свои выводы о необходимости оставления ему именно этой меры пресечения, при этом руководствовался положениями ч. 1 ст. 97, ст. 99, ст. 109 УПК РФ.
Как следует из представленных материалов, срок следствия по делу продлен в связи с необходимостью выполнения производства по делу всего указанного в ходатайстве следователя объема следственных и иных процессуальных действий, в том числе судебных экспертиз, а также ознакомления защитника и обвиняемого с материалами уголовного дела, и иные действия, направленные на окончание предварительного расследования, в связи с чем, суд правильно сделал вывод об особой сложности данного уголовного дела.
Из представленных материалов следует, что органами следствия представлены сведения о выполнении следственных и процессуальных действий, выполненных с момента избрания меры пресечения в отношении Гаджаева К.Б. и данные, указывающие на невозможность своевременного окончания предварительного расследования.
Фактов волокиты в ходе расследования настоящего уголовного дела, а также несвоевременного проведения следственных действий, судом не установлено. Само по себе количество проведенных следственных действий с непосредственным участием обвиняемого, признаком волокиты не является, поскольку законом предусмотрено достаточное количество следственных и процессуальных действий, которые проводятся без участия обвиняемого.
Принимая решение по заявленному ходатайству, суд учел, что Гаджаев К.Б. является гражданином РФ, имеет регистрацию на территории РФ и иждивенцев, его состояние здоровья, семейное положение, положительные характеристики, а также то, что он не имеет легального источника дохода, ранее судим, обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, конкретные обстоятельства дела, данные о личности обвиняемого, которые дают основание полагать, что Гаджаев К.Б, находясь на свободе, может скрыться от органов расследования и суда либо иным образом воспрепятствовать производству по делу.
Вопреки доводам жалоб, выводы суда о необходимости продления срока содержания под стражей обвиняемому и невозможности применения в отношении него иной меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей в следственном изоляторе, в том числе в виде домашнего ареста, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения. Не согласиться с выводами суда первой инстанции, суд оснований не находит, поскольку выводы суда полностью основаны на представленных суду и исследованных в судебном заседании материалах.
Кроме того, рассматривая ходатайство следователя, суд, убедившись в достаточности данных об имевшем место событии преступления, и обоснованности подозрения причастности к нему Гаджаева К.Б, правильно принял решение о продлении ему срока содержания под стражей. Не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции оснований не находит. При принятии решения, суд первой инстанции руководствовался как требованиями уголовно-процессуального закона РФ, Конституцией Российской Федерации, так и Конвенцией по защите прав человека и основных свобод.
Документов, свидетельствующих о наличии у Гаджаева К.Б. заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей, в представленном материале не имеется и участниками процесса не представлено.
Судебное решение о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Гаджаева К.Б. принято судом с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих разрешение судом данного вопроса.
Как следует из протокола судебного заседания, сторонам были созданы все необходимые условия для исполнения процессуальных обязанностей и осуществления обвиняемым предоставленных ему прав.
Оснований для изменения меры пресечения Гаджаеву К.Б. на иную, не связанную с изоляцией от общества, в том числе, на запрет определенных действий, залог либо домашний арест, в настоящее время суд апелляционной инстанции также не находит.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального законодательства РФ, а также нарушений прав, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, влекущих изменение или отмену данного постановления, в том числе и по доводам жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2020 года о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Гаджаева К. Б. оставить без изменения, а апелляционные жалобы обвиняемого Гаджаева К.Б, адвоката Черепанова К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.