Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Воропаевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 октября 2019 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-1517/2019), которым постановлено:
Исковые требования Христенко Д. А. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г. Москве и Московской области, оформленное протоколом от 29.09.2016 года N 47, в части отказа Христенко Дмитрию Анатольевичу в принятии к зачету в специальный стаж периодов:
прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 26.06.1986 г. по 30.05.1988 г.;
период работы в Хасанском центральном районном госпитале из расчета 1 год и 6 месяцев за 1 год в должности врача-хирурга (интернатура) с 02.08.1993 г. по 30.06.1994 г.;
периоды работы в Гарнизонном госпитале - войсковая часть N 86730 из расчета 1 год и 6 месяцев за 1 год работы: с 07.07.1998 г. по 11.08.1998 г, с 12.08.1998 г. по 20.03.2000 г.;
периоды работы в Филиале N 2 ФГКУ "1586 ВКГ" из расчета 1 год и 9 месяцев за 1 год работы: с 01.03.2010 г. по 08.03.2011 г, с 09.03.2011 г. по 31.03.2011 г, с 06.04.2011 г. по 04.04.2016 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для досрочного назначения Христенко Д.А. пенсии по старости по пп. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные периоды в указанном порядке исчисления.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
установила:
Истец Христенко Д.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику к ГУ-ГУ ПФР N 1 по Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, указав в обоснование заявленных требований, что 05.04.2016 г. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", протоколом комиссии ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области N47 от 29.09.2016 г. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии стажа. При этом, ответчиком принято к зачету 15 лет 09 месяцев 26 дней.
Не согласившись с решением ГУ-ГУ ПФР N 1 по Москве и Московской области, истец обратился с указанным иском и просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области от 29.09.2016 г. в части отказа в принятии к зачету в качестве специального стажа в льготном исчислении периодов работы: врачом-хирургом в Хасанском центральном районном госпитале с 02.08.1993 г. по 30.06.1994 г, с 01.07.1994 г. по 31.07.1994 г. период прохождения курсов повышения квалификации, с 01.08.1994 г. по 09.11.1995 г, 16.11.1995 г. по 06.07.1998 г.; в гарнизонном госпитале - войсковая часть N86730 с 07.07.1998 г. по 11.08.1998 г, с 12.08.1998 г. по 20.03.2000 г.; в филиале N2 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ с 01.03.2010 г. по 08.03.2011 г, с 09.03.2011 г. по 31.03.2011 г, с 06.04.2011 г. по 04.04.2016 г.; периода прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 26.06.1986 г. по 30.05.1988 г.; обязать включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанные периоды.
В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Головко Б.Б. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Листов Д.М. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Истец, представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Головко Б.Б, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 05.04.2016 года Христенко Д.А, ххххх года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.09.2016 года Христенко Д.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия необходимого стажа, всего принято в зачет 15 лет 9 месяцев 26 дней.
В специальный трудовой стаж не засчитаны отвлечений от основной деятельности: учебные отпуска с 01.07.1994 г. по 31.07.1994 г, с 09.03.2011 г. по 31.03.2011 г.; периоды отпуска без сохранения заработной платы с 10.11.1995 г. по 15.11.1995 г, с 01.04.2011 г. по 05.04.2011 г.; а также служба в Вооружённых силах Российской Федерации с 17.02.2000 г. по 23.02.2010 г, поскольку не предусмотрена Постановлением N 781 от 29.10.2002.
Из трудовой книжки Христенко Д.А. усматривается, что 02.08.1993 г. он был принят на работу в Хасанскую центральную районную больницу врачом хирургического отделения для прохождения годичной интернатуры с последующей работой в ЦРБ по 9 разряду; 01.09.1993 г. установлен 11 разряд условно на 1 год; 01.07.1994 г. переведён на должность врача-хирурга 12 разряда; 10.04.1998 г. наименование ЦРБ изменено на Хасанский центральный районный госпиталь; 06.07.1998 г. уволен переводом ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ в в/ч 86730 г. Уссурийск ОВГ; 07.07.1998 г. принят переводом в урологическое отделение на должность врача-уролога по 12 разряду в гарнизонный госпиталь - войсковая часть N86730; 12.08.1998 г. переведен в 1 хирургическое отделение на должность врача-хирурга по 12 разряду; 21.03.2000 г. уволен с гарнизонного госпиталя в связи с призывом на службу; 01.03.2010 г. года принят на работу в тот в военный госпиталь, где и закончил службу, в 878 Окружной военный госпиталь, на должность заведующий офтальмологическим отделением (на 20 коек) - врачом-офтальмологом.
В соответствии с копией послужного списка, истец призван на военную службу 20.06.1986 г..Советским районным военным комиссариатом г..Владивостока. Военную присягу принял 13.07.1986 г..при в/ч 45141. Службу по призыву проходил: со дня призыва и по 11.1986 г..в в/ч 45141 в должности курсанта; с 11.1986 г..по 30.05.1988 г..в должности санинструктор в/ч 73966. Уволен в запас приказом начальника штаба в/ч 73966 от 30.05.1988 г, на основании приказа Министра обороны СССР N 119 от 29.03.1988 г..Приказом Министра Обороны РФ N 125 от 22.05.1993 г..присвоено воинское звание лейтенант медицинской службы. Приказом командующего Дальневосточным военным округом N 077 от 17.02.2000 г..присвоено воинское звание старший лейтенант медицинской службы и заключен контракт на 5 лет по п. 3 ст. 38 N53-Ф3. Повторно призван Военным комиссариатом г..Уссурийска Приморского края 22.03.2000 г..Предписание N 3/368 от 21.03.2000 г..Приказом командующего Краснознамённого Дальневосточного военного округа N 077 от 17.02.2000 г..назначен на должность старший ординатор офтальмологического отделения 310 военного госпиталя Дальневосточного военного округа в г..Уссурийск Приморского края (до переименования: "гарнизонный госпиталь - войсковая часть N86730") - отдалённая местность. Приказом командира в/ч 86730 N 53 от 22.03.2000 г..зачислен в 310 военный госпиталь ДВО, приступил к работе с 22.03.2000 г, где и проработал до издания приказа Главного военно-медицинского управления N 40 от 07.07.2003 г..о зачислении с 01.09.2003 г..в ординатуру Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Приказом Главного Военно-медицинского управления N 40 от 07.07.2003 г..с 01.09.2003 г..зачислен в ординатуру Военно-медицинской академии им. С.М.
Кирова на должность ординатор при кафедре офтальмологии (клиническая кафедра), где усовершенствовался до издания приказа Министра обороны РФ N 0208 от 21.06.2006 г..Приказом Министра обороны РФ N 0208 от 21.06.2006 г..назначен начальником офтальмологического отделения - главным офтальмологом округа в 878 Окружной военный госпиталь Военно-Воздушных Сил Командования специального назначения (далее - "878 Окружной военный госпиталь"), где проработал до 04.11.2009 г..В связи с реорганизацией воинских формирований приказом Командующего ВВС КСН N 078 от 04.11.2009 г..был зачислен в распоряжение начальника 878 Окружного военного госпиталя, где продолжал работу в занимаемой должности по 30.11.2009 г..
Разрешая требования истца в части отказа пенсионного органа на включение в подсчет специального стажа периода прохождения истца службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 26.06.1986 г. по 30.05.1988 г, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о включении периода прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба истца в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.
В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
На момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем вывод о том, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости полностью отвечает требованиям действующего законодательства.
Разрешая требование истца об оспаривании отказа во включении в подсчет специального стажа с применением двух льготных порядков исчисления как 1 год 9 месяцев за 1 год работы (один год и 3 месяца за один год работы - как работнику здравоохранения в сельской местности и один год и 6 месяцев за один год работы - как врачу отделения хирургического профиля стационара) периодов работы истца в должности врача-хирурга в Хасанском центральном районном госпитале: период интернатуры на должность врача-хирурга: с 02.08.1993 по 30.06.1994 г. (включен в календарном исчислении); период прохождения курсов повышения квалификации в должности врача-хирурга с 01.07.1994 по 31.07.1994 г. (включен в календарном исчислении); периоды работы врачом-хирургом с 01.08.1994 по 09.11.1995 г. и с 16.11.1995 по 06.07.1998 г. (включены как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), судом установлено, что периоды работы истца в Хасанской центральной районной больнице подтверждаются, помимо данных трудовой книжки, также справкой о льготном стаже N912 от 31.07.2019 г. и льготной карточкой. Согласно сведениям которых, Христенко Д.А. работал в Хасанской центральной районной больнице с 02.08.1993 г. по 06.07.1998 г. 02.08.1993 г. принят на работу в Хасанскую центральную районную больницу врачом хирургического отделения для прохождения годичной интернатуры с последующей работой в ЦРБ по 9 разряду; 01.09.1993 г. установлен 11 разряд условно на 1 год; 01.07.1994 г. переведён на должность врача-хирурга 12 разряда; 10.04.1998 г. наименование ЦРБ изменено на Хасанский центральный районный госпиталь; 06.07.1998 г. уволен переводом. Хасанская центральная районная больница расположена в поселке городского типа Славянка Хасанского района Приморского края.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 постановления от 06.091991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в части спорных периодов работы Христенко Д.А.), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Впервые суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, стало возможным с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (абзац второй подпункта "б" пункта 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781).
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
Таким образом, нормативные положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 исключают возможность одновременного применения двух льгот, их суммирования.
В связи с тем, что действовавшие в периоды трудовой деятельности истца до 01.11.1999 г. нормативные правовые акты, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части.
При этом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения льготного порядка подсчета специального стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год периода интернатуры на должности врача-хирурга: с 02.08.1993 г. по 30.06.1994 г. (включен в календарном исчислении), поскольку в данный период истец осуществлял должностные обязанности врача-хирурга в учреждении, предусмотренном Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В указанный период Христенко Д.А. выполнял все должностные обязанности, предусмотренные для врача-хирурга стационарного отделения, в том числе: оперировал, был ассистентом-оператором, самостоятельно под кураторством заведующего хирургическим отделением вёл хирургических пациентов, что следует из справки о льготном стаже N 1065 от 05.09.2019 г, выданной КГБУЗ "Хасанская ЦРБ".
Так, период прохождения истцом интернатуры подлежит включению в его специальный стаж, поскольку согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12.01.1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20.01.1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе.
На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).
Оснований для подсчета в льготном исчислении периода курсов повышения квалификации по теме "Усовершенствование по морской медицине" с 01.07.1994 г. по 31.07.1994 г, который включен ответчиком в календарном исчислении, судом не установлено, и в данной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Разрешая требования истца о включении в подсчет специального стажа с применением льготного порядка исчисления как 1 год 6 месяцев за 1 год работы периоды работы в Гарнизонном госпитале - войсковая часть N86730: с 07.07.1998 г. по 11.08.1998 г. врач-уролог урологического отделения (включен в календарном исчислении); с 12.08.1998 г. по 20.03.2000 г. врач-хирург хирургического отделения (включен в календарном исчислении), суд пришел к выводу об удовлетворении данного требования.
В подтверждение указанных доводов представлена архивная выписка Центрального архива филиала Восточного военного округа N9/7782 от 26.09.2019 г, из которой усматривается, что в приказе командира войсковой части 86730 N126 от 08.07.1998 г. по строевой части значится: принять с 07.07.1998 г. Христенко Д.А. на должность врача-уролога по 12 разряду ЕТС; в приказе командира войсковой части 86730 N150 от 18.08.1998 г. по строевой части значится: перевести с 12.08.1998 г. врача-уролога урологического отделения Христенко Д.А. в 1-ое хирургическое отделение на должность врача-хирурга по 12 р. ЕТС; в приказе командира войсковой части 86730 N52 от 21.2000 г. по строевой части значится: уволить с 21.03.2000 г. врача-хирурга 1-го хирургического отделения Христенко Д.А. по собственному желанию, в связи с уходом на контрактную службу. Также представлены личная карточка Христенко Д.А, лицевой счет, раздаточная ведомость на выдачу заработной платы рабочим и служащим за период 1999-2000 г.г, из которых следует полная занятость Христенко Д.А. в 1-ом хирургическом отделении на должности врача-хирурга Гарнизонного госпиталя.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 г. N 28 утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в соответствии с которым, к хирургическим подразделениям стационаров, в том числе, отнесено урологическое отделение, в котором работал истец в должности врача-уролога, что также нашло свое отражение в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
Разрешая требования истца о применении двух льготных порядков исчисления как 1 год 9 месяцев за 1 год работы (один год и 3 месяца за один год работы - как работнику здравоохранения в сельской местности и один год и 6 месяцев за один год работы - как врачу отделения хирургического профиля стационара) к периоду работы в должности заведующего офтальмологическим отделением, врача-офтальмолога в Филиале N 2 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны России, исчисленных пенсионным органом как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, с 01.03.2010 г. по 08.03.2011 г. (в том числе 05.07.2010 г. по 16.07.2010 г.) (исчислен как 1 год и 6 месяцев за 1 год); с 09.03.2011 г. по 31.03.2011 г. (исчислен как 1 год и 6 месяцев за 1 год); с 06.04.2011 г. по 04.04.2016 г. (исчислен как 1 год и 6 месяцев за 1 год), суд первой инстанции исходил из того, что к данным спорным периодам подлежит применению льготный порядок исчисления стажа как 1 год 9 месяцев за 1 год работы (1 год и 3 месяца за один год работы - как работнику здравоохранения в сельской местности и один год и 6 месяцев за один год работы - как врачу отделения хирургического профиля (офтальмологического) стационара госпиталя), поскольку обстоятельства работы истца в сельской местности в рассматриваемый период нашли подтверждение по делу, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В соответствии с представленной истцом справкой N 66 от 15.02.2010 г, выданной Администрацией муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области, 878 Окружной Клинический Военный госпиталь, находящийся по адресу: Московская область, г. Солнечногорск-7, входит в состав городского поселения Солнечногорск и расположен на территории сельской местности.
Исходя из трудовой книжке истца, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 февраля 2010 г. N 115 ФГУ "878 окружной военный госпиталь" переформирован в Филиал N 2 ФГУ "1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (г. Солнечногорск-7); в соответствии с приказом начальника (главного врача) ФГУ "1586 ОВКГ МВО МО РФ от 02.10.2012 г. N 150 во исполнение постановления Правительства РФ от 15.03.2012 г. N 422-о филиал N 2 ФГУ "1586 окружной военный клинический госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации переименован в филиал N 2 федерального государственного казённого учреждения "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ (Филиал N 2 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны России).
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, указанным в решении об отказе в назначении пенсии, и являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, иной оценке доказательств характера работы истца и не опровергают выводы суда об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.