Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Грибовой Е.Н., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Нураева И.Д. по доверенности Верхорубовой А.В., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Нураева И.Д. к ДГИ г. Москвы, третье лицо: Нураева П.З, об установлении факта постоянного проживания в г. Москве, обязании признать семью малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на жилищный учет - отказать", УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об установлении факта постоянного проживания на территории города Москвы с сентября 2007 года и по настоящее время, обязании ответчика признать мою семью в составе пяти человек: супруга Нураева П.З, дочь ***, сын ***, дочь ***, малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, осуществить постановку на жилищный учет.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 2005 г. проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан в должности старшего дознавателя отдела дознания и административной практики. Приказом начальника генерал-майора полиции *** N 152-лс от 10 сентября 2007 г. истец был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Управления ФСКН России по г. Москве с 07 сентября 2007 г. Приказом начальника генерал-лейтенанта полиции *** N 618-лс от 05 октября 2007 г. истец назначен ***. С 2016 г. проходил службу в УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве. С 09 августа 2007 г. истец состоит в браке с Нураевой (***) П.З. С супругой воспитывают троих детей - ***, ***, ***. Истец и члены его семьи проживают в жилом помещении, которое находится у них во временном владении, собственного жилья никто из членов семьи истца не имеет. В связи с этим истец обратился в адрес Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о постановке его семье на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
17 мая 2019 года ответчиком было отказано в постановке на учет в связи с несоблюдением одного из обязательных условий для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности 10 лет.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии со ст. 7 Закона N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Согласно п. 3 ч. 1, ст. 12 Закона N 29, отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилое помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 вышеуказанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Основанием для регистрации гражданина по месту пребывания в соответствии Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года N 713, является заявление о регистрации по месту пребывания (пункт 9).
Статьей 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", предусмотрено:
1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
3. Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
4. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
5. Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
Пункт 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего
В главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определены основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют малоимущие граждане, признанные по установленным вышеуказанным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими в г. Москве в целях признания их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 7). Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утверждена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 7 малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что он проживает в городе Москве более 10 лет.
Судом также было установлено, что истец был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: ***, в период с ***г. по ***г, откуда истец был выписан на основании решения суда. После этого, нигде не зарегистрирован по месту жительства.
Также суд установил, что истец сохраняет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: ***.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом не представлено доказательств наличия у него в городе Москве места жительства, так как какое-либо жилое помещение на праве собственности, по договору найма, социального найма, в качестве служебного жилого помещения, общежития, маневренного жилого фонда заявителю в установленном порядке органом исполнительной власти города Москвы не предоставлялось, а пребывание истца по указанным в иске адресам носило временный характер.
При этом суд пришёл к выводу, что доводы истца о том, что сведения браке, временной регистрации по месту пребывания, месте работы в городе Москвы свидетельствуют о месте жительства в городе Москва на законных основаниях более десяти лет, необходимых для принятия на жилищный учет в г. Москве, являются ошибочными.
Также суд посчитал необоснованными исковые требования в части обязании ответчика признать семью истца малоимущей, поскольку полномочия по признанию семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении законодательством возложена на органы местного самоуправления, истец же, в установленном порядке, не обращался в ДГИ г. Москвы о признании его и членов его семьи малоимущими и нуждающимися в жилом помещении и решения по данному вопросу ответчиком не выносилось.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Нураева И.Д. по доверенности Верхорубовой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.