Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Кишкинской А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 02 октября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований В. к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы об обязании выдать удостоверение - отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец В. обратился в суд с иском к ответчику УСЗН ВАО г. Москвы об обязании выдать удостоверение подвергшегося воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, выехавшему добровольно из зоны отселения. Требование истец мотивировал тем, что является пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, проживал в населенном пункте - городе *** Брянской области, который по плотности радиоактивного загрязнения согласно распоряжению Правительства РФ от 18.12.1997 N1582 относится к зоне отселения в период с момента катастрофы, в том числе в период с 26.04.1986 по 21.10.2015. Администрацией г. *** 06.02.2001 ему было выдано удостоверение серии *** "проживающему в зоне отселения". В связи с добровольным выездом из зоны отселения истец обратился к ответчику за получением удостоверения "гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения" для пользования мерами социальной поддержки. Ответчиком было отказано в выдаче указанного удостоверения, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N1074 с 21.10.2015 город Новозыбков отнесен к зоне проживания с правом на отселение. Отказ в выдаче данного удостоверения истец считает незаконным, так как в период проживания с 26.04.1986 по 25.10.2015 в г. **, данный населенный пункт относился к зоне отселения, истец необоснованно лишен социального статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации "проживающего в зоне отселения", и, как следствие, права на получение льгот и компенсаций.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец В. по доводам апелляционной жалобы.
Истец В, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Китаева В.В, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Китаева В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика по доверенности Какашинской М.А, Берковской В.К, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Из материалов дела следует, что В, *** года рождения, уроженец г. ** Брянской области, с 26.04.1986 до 18.11.2017 проживал в вышеуказанном городе, который подвергся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582 был отнесен к зоне отселения (в настоящее время на основании Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1074 отнесен к зоне проживания с правом на отселение).
Из справки N4011 от 23.08.2018 Администрации г. ** Брянской области следует, что Администрация г. ** подтверждает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N1582 г. ** Брянской области был отнесен к зоне отселения с плотностью загрязнения почв цезием 137 15 Ки/кв. км. С 21.10.2015 ** Брянской области Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N1074 отнесен к зоне проживания с правом на отселение с плотностью загрязнения почв цезием- 137 от 05 до 15 ки/ кв.км.
В связи с выездом добровольно 18.11.2017 из г. ** Брянской области истец обратился в УСЗН ВАО за получением удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения.
27.12.2018 Волкову выдано удостоверение серии *** гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение из г. ** Брянской области.
В ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) указано, что действие Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и последующее отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. В этой же статье определены зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и предусмотрено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной защиты, установлен частью первой его статьи 13. К ним относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (ч. 6 ст. 13), а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (ч. 11 ст. 13).
Положениями ст. ст. 14 - 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в ст. 13 Закона; для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13) такие меры установлены в ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, а для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (указанных в п. 11 ст. 13), - в ст. 22 этого Закона.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие радиации, на основании Приказа N 228/271/63н "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данным порядком предусмотрена выдача удостоверений как гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, так и гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором г. ** ** района Брянской области был отнесен к зоне отселения; на основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 г. Новозыбков *** района Брянской области также отнесен к зоне отселения.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому г. *** ** района Брянской области отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
Разрешая заявленные В. требования с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 и Постановлений Правительства РФ, устанавливающих перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что г. ** на момент выезда истца из данного населенного пункта в другое место жительства был отнесен к зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем истцу не могло быть выдано удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения, а потому УСЗН ВАО г. Москвы правомерно отказало истцу в выдаче удостоверения в редакции, указанной истцом, выдав ему удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, руководствуясь действующим перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для выдачи истцу удостоверения как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения, а также с тем, что решение УСЗН ВАО г. Москвы об отказе в выдаче данного удостоверения является законным и обоснованным.
Доводы истца о неправильном применении норм материального права, поскольку судом не принята во внимание длительность проживания истца в зоне отселения, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ, устанавливающие, что изменение статуса тех или иных населенных пунктов из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, не могут служить основанием для отмены возмещения гражданам вреда в объеме, ранее признанном государством, основаны на неверном толковании действующего законодательства, учитывая, что после изменения статуса населенного пункта из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, истец продолжал проживать в нем, в связи с чем объем предоставляемых ему ранее гарантий и льгот остался неизменным, а 18.11.2017 истец выехал в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, о чем ему выдано соответствующее удостоверение.
Как следует из приведенных норм Закона, после добровольного переселения гражданина из радиоактивно загрязненной зоны, его статус изменяется. Поэтому выдача В. до переселения удостоверения гражданина, постоянно проживающего в зоне отселения, не предполагает безусловную выдачу истребуемого удостоверения, учитывая, что основания их выдачи различны.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования, к субъективному толкованию норм материального права.
Нарушений процессуальных норм влекущих отмену судебного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 02 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.