Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе фио на решение Тимирязевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Управлению социальной защиты населения адрес о признании решения незаконным, установлении факта постоянного проживания на законном основании в адрес, признании уважительной причиной отсутствие дохода, обязании рассмотреть обращение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио дата обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения адрес (далее - УСЗН адрес), в котором с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК ПФ (л.д. 116-118) просил признать необоснованным решение ответчика от дата об отказе в назначении пособия на ребенка в соответствии с Федеральным законом от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Законом адрес от дата N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", определить место временной регистрации истца и его сына и факт постоянного проживания на законном основании с дата на территории адрес, признать длительный уход по болезни за малолетним сыном фио с дата уважительной причиной отсутствия дохода и обязать ответчика рассмотреть обращение истца по существу, мотивируя обращение тем, что законных оснований для отказа в назначении пособия не имелось, поскольку отсутствие у истца регистрации по месту жительства в адрес не может явиться причиной для отказа в предоставлении государственных гарантий и мер социальной поддержки семьям с детьми.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент труда и социальной защиты населения адрес (далее - адрес Москвы), Департамент городского имущества адрес (далее - адрес Москвы) и фио (л.д. 77), а определением суда от дата - наименование организации (далее - ГКУ ЦЗН) (л.д. 100).
В судебном заседании истец требования поддержал, представители ответчика УСЗН адрес и третьего лица адрес Москвы иск не признали; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
дата судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец фио доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика УСЗН адрес по доверенности фио, третьих лиц адрес Москвы по доверенности фио и ГКУ ЦЗН по доверенности фио против удовлетворения жалобы возражали, третьи лица адрес Москвы, фио в судебное заседание не явились.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио, 03.08.1972 года рождения, и фио, 03.09.1979 года рождения, являются родителями фио, 18.04.2012 года рождения (л.д. 44-45).
По сведениям наименование организации фио, 03.08.1972 года рождения, уроженец Чимкентской области Казахстана, не имеющий регистрации по месту жительства на адрес (л.д. 40-41), зарегистрирован по месту пребывания с дата по дата по адресу: адрес, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата и с дата по дата - по адресу: адрес; фио, 18.04.2012 года рождения, уроженец города Москвы, зарегистрирован по месту пребывания с дата по дата, с дата по дата и с дата по дата - по адресу: адрес (л.д. 8-12); фио, 03.09.1979 года рождения, уроженка Курской области, с дата постоянно зарегистрирована по месту жительства в адрес и с дата по дата - по месту пребывания по адресу: адрес (л.д. 42-43, 54).
дата фио обратился в ОСЗН адрес УСЗН адрес с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка - фио, представив свидетельства о рождении и об установлении отцовства, документы, удостоверяющие личность и гражданство ребенка и его родителей, сведения о регистрации по месту пребывания, трудовую книжку и копию трудовой книжки фио, справки формы 2-НДФЛ (3-НДФЛ) по фио, справку из органа соц.защиты населения о неполучении пособия в другом субъекта РФ (адрес) и сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи (л.д. 21-67).
Согласно трудовой книжке последними записями о работе фио являются записи NN 23-26, согласно которым он работал с дата по дата в наименование организации и был уволен по соглашению сторон, а с дата по дата - в наименование организации, откуда уволен по собственному желанию; фио состоит на государственной гражданской службе в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре (л.д. 46-49).
В подтверждение отсутствия дохода у фио им представлена справка ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" о том, что фио наблюдается в медицинском учреждении с дата и является часто болеющим ребенком (ОРВИ до 10 раз в год) (л.д. 61).
Решением ответчика от дата в редакции решения от дата в назначении пособия фио, фио отказано, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие место жительства в адрес, а также фио не представлены сведения о доходах за период 12 месяцев до обращения за государственной услугой или документы, подтверждающие уважительную причину отсутствия дохода (л.д. 6, 20, 125).
Так, Федеральным законом от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" одним из видов государственных пособий является пособие на ребенка, порядок назначения и выплаты которого, а также размер, порядок индексации, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст.ст. 3, 16), выплата которого производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 4).
В адрес порядок назначения и выплаты пособия на ребенка, а также размер, порядок индексации, включая условия и периодичность его выплаты установлены Законом адрес от дата N 67, которым предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, которая не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, при этом наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в ст. 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы, п орядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, а также условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы (ст.ст. 3, 4).
Основания для отказа в назначении указанного ежемесячного пособия на ребенка являются: 1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы; 2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение; 3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством адрес порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством); 4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах; 5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации; 6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (ст. 8 Закона).
П оложение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, Положение о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи, а также Административный регламент предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" утверждены Постановлением Правительства Москвы от дата N 911-ПП.
В соответствии с п. 8 Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от дата N 911-ПП, отсутствие доходов у одного или обоих родителей (усыновителей) признается уважительным по следующим основаниям: а) отсутствие доходов от трудовой и иных установленных федеральным законодательством видов деятельности в случае, если родитель (усыновитель): - занят уходом за ребенком в возрасте до 3 лет либо уходом за 3 и более детьми в возрасте до 18 лет; - занят поиском новой работы и обратился в органы службы занятости в течение 3 месяцев после увольнения; - занят уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет; - занят уходом за лицом, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с заключением медицинской организации, и получает ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с федеральным законодательством; - обучается в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, либо по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования; - находится в отпуске без сохранения заработной платы свыше 3 месяцев; б) наличие инвалидности.
Перечень дополнительно представляемых документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия доходов, при отсутствии у одного или обоих родителей доходов предусмотрен в п. 2.5.1.1.14 Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка", которыми являются: - справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами адрес в течение трех месяцев со дня увольнения) (п. 2.5.1.1.14.1.), справка из территориального органа ПФР о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за лицом, являющимся инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством) (п. 2.5.1.1.14.2.) и справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев) (п. 2.5.1.1.14.3).
Разрешая требования фио о признании необоснованным решения ответчика от дата в редакции решения от дата об отказе в назначении пособия на ребенка, признании длительного ухода по болезни за малолетним сыном фио с дата уважительной причиной отсутствия дохода и обязании ответчика рассмотреть обращение истца по существу, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, учитывая положения Федерального закона от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", Закона адрес от дата N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", П оложений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи, Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от дата N 911-ПП, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку болезненность ребенка в перечне уважительных причин отсутствия у родителя этого ребенка дохода не предусмотрена, а определенные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации документы для признания уважительными причинами отсутствия дохода фио не представлены, в том числе, отсутствуют сведения о том, что после увольнения дата из наименование организации по собственному желанию истец обратился в органы службы занятости в течение 3 месяцев и был занят поиском новой работы, учитывая, что ГКУ ЦЗН подтвердил обращение фио в службу занятости по вопросу поиска работы после увольнения дата только дата, а также указал на предложение истцу 8 вариантов работы и снятие его с учета в качестве гражданина, ищущего работу, дата в связи с длительной неявкой (более 1 месяца) в органы занятости населения (л.д. 120-124).
Ссылка истца фио на возможность признания именно судом уважительной причиной отсутствия у него дохода частные заболевания и болезненность сына несостоятельна, поскольку Федеральным законом от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" право определения порядка назначения пособия на ребенка, в том числе условий его выплаты, предоставлено субъектам Российской Федерации путем принятия законов и иных нормативных правовых актов, что и было реализовано субъектом Российской Федерации - адрес принятием Закона адрес от дата N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и Постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП, которыми такие причины в качестве уважительных не предусмотрены.
Отказывая в удовлетворении требований фио об определении места временной регистрации истца и его сына и установления факта постоянного проживания на законном основании с дата на территории адрес, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, то есть фактов, имеющих юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГК РФ), а также при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч. 3 ст. 263 ГК РФ), в то время как факт проживания по адресу регистрации места пребывания подтвержден соответствующим сведениями органов регистрационного учета, а иные обстоятельства обращений в ДГИ адрес, в ГКУ ЦЗН свидетельствуют о наличии споров о праве, которые подлежат рассмотрению судом в порядке искового производства, в то время как в рассматриваемом деле заявлен иск к УСЗН адрес о праве на получение пособия на ребенка, а иные правоотношения истца с адрес Москвы и ГКУ ЦЗН предметом рассматриваемого спора не являются.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы фио не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.