Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе фио на решение Тверского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Федеральной службе охраны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио дата направил в суд иск к Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) о признании ветераном боевых действий, обязании выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что при прохождении срочной службы с дата по дата в войсковой части 73411 в период с дата по дата и с дата по дата выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ, в связи с чем дата обратился в ФСО России по вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий, в чем ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях; данный отказ истец полагает незаконным, поскольку факт его непосредственного участия в контртеррористических операциях подтвержден всеми необходимыми документами, в том числе архивной справкой.
В судебное заседание истец, проживающий в адрес ЯНАО, не явился, извещен (л.д. 34-35); представитель ответчика иск не признал.
дата судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением суда от дата.
В заседание суда апелляционной инстанции истец фио не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 55, 59-63); представитель ответчика ФСО России по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, фио, 1978 года рождения, уроженец Ставропольского края, с дата по дата проходил военную службу по призыву в войсковой части 73411 (адрес), о чем внесены сведения в военный билет (л.д. 11-19).
Согласно архивной справке архива ФСО России от дата N 9/20/4-354у, в соответствии с приказами командира войсковой части 73411-I (н.п. Ханкала) N 016 от дата и N 02 от дата рядовой фио в период с дата по дата (25 дней) и дата по дата (11 дней) выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ (л.д. 20).
дата фио обратился в ФКУ "Военный комиссариат адрес" (адрес и адрес) с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в ответе на которое от дата ему сообщено, что представленная архивная справка не подтверждает факт непосредственного участия в боевых действиях на адрес, кроме того, в перечне воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил РФ, Железнодорожных войск РФ, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ по проведению контртеррористической операции на адрес, войсковая часть 73411 в период с дата по дата не значится (л.д. 23-24).
дата фио обратился в ФСО России по вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий и в ответе от дата N 9/12/ПО-П-5 ответчик сообщил, что в представленных и дополнительно запрошенных архивных материалах имеются сведения о выполнении задач в составе Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ, однако отсутствуют выписки из приказов о фактическом участии в контртеррористических операциях и зачете соответствующих периодов в выслугу лет из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца (л.д. 17-18).
дата в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", которым с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на адрес (п. 1).
Приложение к указанному Федеральному закону устанавливает перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в том числе в разделе III Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на адрес: с дата
Статьей 28 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до дата или Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от дата N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (п. 1), а также установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством РФ, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до дата.
В соответствии с Порядком выдачи удостоверения ветерана боевых действий в федеральных органах государственной охраны, утвержденным приказом ФСО России от дата N 246, который распространяется на лиц, указанных в подп. 1 - 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на адрес и территориях других государств с дата по дата, направлявшихся (привлекавшихся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий ФСО России или упраздненными государственными органами, функции которых в установленной сфере деятельности в настоящее время осуществляет ФСО России (п. 2 Порядка), основанием для выдачи удостоверения является установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации или СССР документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в п. 2 настоящего Порядка, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий (п. 3 Порядка), при этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на адрес Российской Федерации", а в качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости -
документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на адрес Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со дата - руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 153 подп. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от дата N 65 дополнен предложением следующего содержания: периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со дата - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения ветерана боевых действий является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ "О ветеранах") и наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях, а сам по себе факт нахождения военнослужащего в Севрео-Кавказвском регионе РФ в период начиная с дата в составе Объединенной группировки войск, направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на адрес Российской Федерации, без участия указанного лица в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, а с дата - руководителя контртеррористической операции, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного Суда РФ (определение от дата N КАС09-2, определение от дата N 41-КГ16-23).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании совокупности собранных по делу доказательств, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства РФ от дата N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказа ФСО России от дата N 246 "О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в федеральных органах государственной охраны", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность представленных доказательств не подтверждает, что фио, являясь военнослужащим, проходя срочную военною службу в войсковой части 73411 и находясь в расположении Объединенной группировки войск, направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на адрес Российской Федерации, в период с 07.02.3001 по дата, принимал непосредственное участие в боевых действиях, учитывая, что сами по себе сведения, содержащиеся в архивной справке от дата N 9/20/4-354у о выполнении задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ в период, указанный в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, не являются достаточным основанием для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий ввиду отсутствия доказательств, соответствующих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ об их относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих непосредственное участие фио в боевых действиях в указанный им период.
При этом судебная коллегия учитывает, что в судебные заседания истец не явился, объяснений о непосредственном участии в боевых действиях в период нахождения в составе Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе РФ не дал, его исковое заявление, а также апелляционная жалоба не содержат сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях, на иные доказательства фио также не ссылается, в разделе 18 военного билета об участии в боях, боевых походах такие сведения не указаны.
Иные доводы апелляционной жалобы истца о неверной оценке сведений, указанных в архивной справке, направлены на переоценку собранных по делу письменных доказательств, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Указанные доводы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, а нормы материального права судом применены верно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, а нарушений норм процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы истца не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.