Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, и судей фио, фио, при секретаре (помощнике судьи) фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истцов фио, фио на решение Басманного районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании отказа незаконным, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать, установила:
фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес (далее - адрес Москвы) о признании отказа незаконным, об обязании включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что письмами ДТСЗН адрес N 01-38-4450/18 от дата и N 01-38-4437/18 от дата им необоснованно указано на необходимость обращения в компетентные органы адрес.
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просят истцы фио и фио, по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов - адвоката фио, представителя ответчика - ДТСЗН адрес по доверенности фио, представитель третьего лица - наименование организации адрес по доверенности фио и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что фио, паспортные данные, родился в адрес.
фио, паспортные данные, родилась в адрес.
С дата истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес.
Постановлением администрации адрес адрес от дата N 105 попечителем несовершеннолетних фио и фио назначен фио, проживающий в адрес.
Решением Кировского районного суда адрес от дата установлен факт отсутствия родительского попечения над фио и фио с момента установления опеки с дата.
Письмами ДТСЗН адрес N 01-38-4450/18 от дата и N 01-38-4437/18 от дата истцам дано разъяснение о том, что они переданы под опеку в адрес, где проживали на момент достижения ими возраста 18 лет, в связи с чем по вопросу обеспечения жилыми помещениями им следует обратиться в компетентные органы адрес.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В силу ст.2 Закона адрес "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адрес", дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами адрес.
Согласно ч.1 ст.13 Закона адрес "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адрес", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
В соответствии с Порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес", формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения адрес.
С заявлением о включении в список в письменной форме в срок не позднее двух месяцев со дня достижения детьми возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа законных представителей детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, - в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в адрес (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) по месту своего жительства в адрес; лица из числа детей-сирот, если в отношении них законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались с заявлением о включении в список, самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства в адрес либо в уполномоченную организацию.
При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.
При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.
Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения Департамента труда и социальной защиты населения адрес о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в Департамент труда и социальной защиты населения адрес.
В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес", вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от дата N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме (далее - заявление о предоставлении жилого помещения) обращаются в календарном году, предшествующем году достижения детьми возраста 18 лет, законные представители детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, в срок до дата - в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в адрес (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) по месту своего жительства в адрес, лица из числа детей-сирот, если их законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо уполномоченную организацию.
При представлении неполного комплекта документов заявление о предоставлении жилого помещения и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня их представления возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения, и такие заявители в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком, вправе повторно обратиться с новым заявлением о предоставлении жилого помещения с приложением к нему документов.
При установлении полноты представленных документов уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее дата направляет в уполномоченную организацию поданные заявителями, заявления о предоставлении жилых помещений с приложением документов.
Уполномоченная организация на основании плана обеспечения жилыми помещениями и с учетом заявлений о предоставлении жилых помещений, поданных в соответствии с настоящим Порядком, формирует повестку дня и выносит на рассмотрение Комиссии личные дела детей-сирот, лиц из числа детей-сирот для вынесения заключения об обеспечении либо отказе в обеспечении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированного жилого помещения.
Комиссия в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения документов, рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес.
выносит заключение об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес.
На основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 609 на наименование организации возложены функции уполномоченной организации по осуществлению полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что письма ДТСЗН адрес от дата N 01-38-4450/18 и от дата N 01-38-4437/18 являются ответами на обращения фио и фио в порядке Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не могут рассматриваться как отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доказательств того, что истцы в установленном законом порядке обращались в комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалы дела не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 названного постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда в полной мере соответствует названным требованиям.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов фио, фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.