Московский городской суд в составе председательствующего судьи Полковникова С.В., при помощнике судьи Королевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3733/2017 по частной жалобе представителя конкурсного управляющего наименование организации по доверенности фио на определение Бутырского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Заявление истца наименование организации в лице конкурсного управляющего наименование организации о замене стороны ответчика в порядке правопреемства по гражданскому делу N 2-3733/17 - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
адрес наименование организации обратился в суд с заявлением о замене стороны ответчика наименование организации на наименование организации в порядке процессуального правопреемства в рамках гражданского дела, по которому решением суда от дата в пользу Королева С.В. с наименование организации взыскана неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда, штраф и судебные расходы, указывая на то, что между наименование организации и наименование организации заключен договор передачи обязательств страхового портфеля, согласно которому наименование организации передало наименование организации свои обязательства по всем договорам страхования.
Представитель заявителя по доверенности фио в судебном заседании заявление поддержала.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались.
Суд постановилуказанное выше определение суда, об отмене которого просит представитель конкурсного управляющего наименование организации по доверенности фио по доводам частной жалобы, считая его незаконным.
В соответствии с п. 3 ст. 333 ГПК РФ дело рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда адрес от дата в пользу Королева С.В. с наименование организации взыскана неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда, штраф и судебные расходы
дата между наименование организации и наименование организации заключен договор о передаче страхового портфеля.
Согласно п. 2.2 договора в страховой портфель включаются: обязательства по всем договорам страхования, итоговый перечень которых будет приведен в акте приема-передачи страхового портфеля (п. 2.2.1); обязательства страховщика (как лица, застраховавшего гражданскую ответственность лиц, причинивших вред) по возмещению суммы оплаченных убытков лицам, осуществившим в порядке, предусмотренном законом об ОСАГО, прямое возмещение убытков, причиненных потерпевшим (п. 2.2.2); активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов и указанные в пункте 5.2 (п. 2.2.3).
В силу п. 2.3 договора о передаче страхового портфеля в страховой портфель не включаются: иные обязательства страховщика по выплате выгодоприобретателям штрафов, пеней, неустоек, обязательства по возмещению расходов, компенсации морального вреда и иные обязательства, перечисленные в п. 2.3 договора о передаче страхового портфеля.
Отказывая в удовлетворении заявления конкурсного управляющего наименование организации о замене ответчика его правопреемником в отношении взысканных по решению Бутырского районного суда адрес от дата денежных средств, суд исходил из того, что согласно п. 2.3 договора о передаче страхового портфеля в страховой портфель не включаются: иные обязательства, страховщика по выплате выгодоприобретателям штрафов, пеней, неустоек, обязательства по возмещению расходов, компенсации морального вреда, и иные обязательства, перечисленные в указанном пункте договора о передаче страхового портфеля.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда.
Согласно п. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщик может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика). В состав передаваемого страхового портфеля включаются обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам; активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, передача страхового портфеля подлежит согласованию с органом страхового надзора в установленном им порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 2Об организации страхового дела в Российской Федерации" в состав передаваемого страхового портфеля включаются: обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам; активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов.
Страховщик, передающий страховой портфель, передает страховой портфель, сформированный на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, в составе, указанном в п. 2 настоящей статьи, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель. Обязательства по одному договору страхования могут быть переданы только одному страховщику (п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
В силу п. 14 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.
Из дополнительного соглашения N 3 от дата к договору о передаче страхового портфеля от дата, а также дополнительного соглашения N 5 от дата к договору о передаче страхового портфеля от дата следует, что в обязательства страховщика входит обязанность по выплате выгодоприобретателям штрафов, пеней и неустоек.
Таким образом, определение суда об отказе в удовлетворении заявления о замене ответчика наименование организации его правопреемником наименование организации не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу и заменой стороны ответчика наименование организации на его правопреемника наименование организации.
Руководствуясь ст. ст. 331-334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Бутырского районного суда адрес от дата отменить.
Произвести замену ответчика Акционерного общества Страховая наименование организации на его правопреемника наименование организации по решению Бутырского районного суда адрес от дата по делу N 2-3733/2017.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.