Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны РФ о назначении военной пенсии по инвалидности - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио дата обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ (далее - Минобороны России) об обязании назначить пенсию по инвалидности на основании ст.ст. 8, 19 Закона РФ от дата N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", мотивируя обращение тем, что, являясь военнообязанным, работая в Государственном союзном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГСНИИОХТ), принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о чем внесены сведения в военный билет, в связи с чем имеет право на получение пенсионного обеспечения по адрес.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признал.
дата судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам своей апелляционной жалобы, направленной в суд дата.
В судебном заседании истец фио и его представитель по ордеру адвокат фио доводы апелляционной жалобы поддержали, ответчик Минобороны России в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 42-44).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе военного билета и трудовой книжки, фио, 29.08.1936 года рождения, окончив Московский институт химического машиностроения, пройдя курс военной подготовки при институте в дата, службу в Вооруженных Силах СССР не проходил, ему было присвоено воинское звание мл.лейтенант дата, лейтенант дата, старший лейтенант дата, и являясь военнообязанным, с дата по дата работал в Государственном союзном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГСНИИОХТ) (л.д. 7-10).
В период с дата по дата и с дата по дата фио принимал участие в работе Оперативной группы научного центра фио СССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны, что подтверждается, в том числе командировочным удостоверением, пропусками на право въезда в закрытую зону, архивной справкой ФГКУ ЦА Минобороны России (л.д. 11-18).
Согласно пенсионному удостоверению фио является получателем пенсии по возрасту с дата, т.е. по достижении возраста 50 лет (л.д. 20), также истец признан инвалидом 2 группы бессрочно по причине заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о чем дата выдана справка МСЭ (л.д. 21), а дата - удостоверение получившего (перенесшего) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, имеющего право на льготы в соответствии с Законом РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 13).
Разрешая требования истца, заявленные к Министерству обороны РФ на основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, суд первой инстанции правильно применил положения Закона РФ от дата N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от дата N 4468-I), указав, что оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу пенсии не имеется ввиду того, что истец не относится к лицам, на которых распространяются положения указанного закона.
Так, статьей 8 Закона РФ от дата N 4468-I действительно предусмотрено предоставление дополнительных льготных условий назначения пенсий, выплата надбавок к пенсиям, пособий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, а ст.ст. 5 и разделом III этого Закона предусмотрен вид пенсии по инвалидности, но только лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц.
Положения ст. 1 Закона РФ от дата N 4468-I определяют лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, и устанавливают следующие категории: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лица офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лица, указанные в статье 4 настоящего Закона, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают (подп. а), а также лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших адрес, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
В ст. 3 Закона РФ от дата N 4468-I установлены категории лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к проходившим военную службу в качестве офицеров или по контракту и их семьям, к которым относятся лица, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи, а также лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе (бывшие военнослужащие сверхсрочной службы), женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшие военнослужащие женского пола), и их семьи.
Учитывая, что истец, являясь военнообязанным, а не военнослужащим по контракту, или лицом, приравненным по пенсионному обеспечению к ним, военную службу не проходил, то условий для применения к нему положений Закона РФ от дата N 4468-I не имеется.
Кроме того, судом верно указано, что в силу ст. 11 Закона РФ от дата N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Минобороны России в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), и лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, а также их семей (подп. а).
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от дата N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение; военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих в непосредственную компетенцию Министерства обороны РФ не входят, при этом положения Указа Президента РФ от дата N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регулируют.
Также судебная коллегия учитывает, что дата Военный комиссариат адрес дал истцу ответ на его обращение по вопросу назначения пенсии, в котором разъяснил истцу право обращения в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства по вопросам пенсионного обеспечения граждан согласно Федеральному закону от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ, и сводятся к неправильному толкованию истцом положений действующего законодательства об органе пенсионного обеспечения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.