Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Грибовой Е.И., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Солдатовой И.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н., гражданское дело по апелляционной жалобе истца Красного И.М., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2019 г, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Красного И.М. к ДГИ г. Москвы о признании незаконным уведомления Департамента от 18.07.2019 N 33-5-63802/19-(0)-1, обязании признать нуждающимся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать".
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным уведомления Департамента от 18.07.2019 N 33-5-63802/19-(0)-1, обязании признать нуждающимся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исковые требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован в составе семьи из 6 человек (он, ***, ***, ***, ***, ***) по месту жительства по адресу: *** в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения *** м 2. Собственником квартиры является ***. (без регистрации), что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 17.07.2019 N ***.
Красный И.М, ***, ***, ***, ***, *** обратились с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением Департамента от 18.06.2019 N 33-5-63802/19-(0)-1 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
С данным отказом истец не согласен полагает его незаконным и нарушающим его право как лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, и имеющего право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В собственности иного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, в заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок рассмотрения вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях определен административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (далее - Регламент).
В силу ст. 13 ЖК РФ, определение условий и порядок постановки на жилищный учет, порядок ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, единый порядок, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. ст. 1, 7, 8, 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В судебном заседании установлено, что Красный И.М. зарегистрирован в составе семьи из 6 человек (он, ***, ***, ***, ***, ***) по месту жительства по адресу: *** в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения *** м 2.
Собственником квартиры является *** (без регистрации), что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 17.07.2019 N ***.
Красный И.М, ***, ***, ***, ***, *** обратились с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением Департамента от 18.06.2019 N 33-5-63802/19-(0)-1 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку: не выполнены все условия, указанные в ст. 7 Закона N 29, а именно - отсутствует регистрация в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца составляет больше учетной нормы.
Так, размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 6 человек составляет *** м 2, в том числе на праве собственности ? *** м 2, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. ч. I ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Красный И.М. *** г.р. уроженец ***, зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу с 13.03.2018, прибыл из ***.
*** *** г.р. уроженка ***, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с 13.03.2018, прибыла из ***.
*** *** г.р. уроженка ***, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с 22.05.2017, прибыла из ***.
*** *** г.р. уроженец ***, зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу с 21.08.2015, прибыл из ***.
Красный И.М, ***, ***, *** проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет (на дату подачи заявления 02.06.2019), что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона N 29 условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец и члены его семьи проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того судом было правомерно указано на то, что в силу Закона города Москвы от 28.12.2016 N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" внесены изменения в Закон N 29 нормы положений о признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ исключены и постановка на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ не осуществляется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом не полно и не всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, суд не принял во внимание, что истец относится к категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, и не учел, что истец просил принять его семью не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющего право на обеспечение жилым помещением, установленное федеральным законом и за счет средств федерального бюджета.
Между тем, данные доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, учитывая, что факт проживания истцов на территории г.Москвы менее 10 лет не отвечает предусмотренным ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для принятии семьи истца на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истец относятся к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права истца на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения в конкретном субъекте - городе Москве.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее в исковом заявлении позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Красного И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.