Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Егоровой Ю.Г., Тихенко Г.А., при помощнике судьи Чудиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 04 сентября 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фазотрон-Инвест" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в рыночном размере по состоянию на 1 января 2016 года удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период до 1 января 2019 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых зданий:
общей площадью 672, 60 кв.м с кадастровым номером ****:1017, расположенного по адресу: ****, в размере 27 694 067 руб. 80 коп.;
общей площадью 211, 20 кв.м с кадастровым номером ****:1020, расположенного по адресу: ****, строение 14, в размере 10 986 440 руб. 68 коп.;
общей площадью 445, 40 кв.м с кадастровым номер ****:1023, расположенного по адресу: ****, строение 19, в размере 20 947 457 руб. 63 коп.;
общей площадью 134, 30 кв.м с кадастровым номером ****:1024, расположенного по адресу: ****, строение 20, в размере 6 830 508 руб. 47 коп.;
общей площадью 889, 80 кв.м с кадастровым номером ****:1027, расположенного по адресу: ****, корпус Ж, строение 22, в размере 40 538 135 руб. 59 коп.;
общей площадью 414 кв.м с кадастровым номером ****:1061, расположенного по адресу: ****, корпус Э, в размере 36 553 389 руб. 83 коп.;
общей площадью 1 126, 10 кв.м с кадастровым номером ****:1069, расположенного по адресу: ****, строение 17, в размере 82 066 101 руб. 69 коп.;
общей площадью 1 759, 6 кв.м с кадастровым номером ****:3181, расположенного по адресу: ****, строение 3, в размере 122 233 050 руб. 85 коп.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Фазотрон-Инвест" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 29 ноября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий, УСТАНОВИЛА:
ООО "Фазотрон-Инвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости в размере рыночной нежилых зданий:
общей площадью 672, 60 кв.м с кадастровым номером ****:1017, расположенного по адресу: ****, в размере 17 065 686 руб.;
общей площадью 211, 20 кв.м с кадастровым номером ****:1020, расположенного по адресу: ****, строение 14, в размере 6 773 113 руб.;
общей площадью 445, 40 кв.м с кадастровым номер ****:1023, расположенного по адресу: ****, строение 19, в размере 12 020 718 руб.;
общей площадью 134, 30 кв.м с кадастровым номером ****:1024, расположенного по адресу:****, строение 20, в размере 3 144 403 руб.;
общей площадью 199, 80 кв.м с кадастровым номером ****:1025, расположенного по адресу: ****, строение 21, в размере 4 267 183 руб.;
общей площадью 889, 80 кв.м с кадастровым номером ****:1027, расположенного по адресу: ****, корпус Ж, строение 22, в размере 16 514 579 руб.;
общей площадью 619, 10 кв.м с кадастровым номером ****:1060, расположенного по адресу: ****, корпус Л, в размере 12 371 486 руб.;
общей площадью 414 кв.м с кадастровым номером ****:1061, расположенного по адресу: ****, корпус Э, в размере 32 645 908 руб.;
общей площадью 1126, 10 кв.м с кадастровым номером ****:1069, расположенного по адресу: ****, строение 17, в размере 76 005 397 руб.;
общей площадью 744 кв.м с кадастровым номером ****:3003, расположенного по адресу: ****, корпус 5 Е, в размере 13 782 061руб.;
общей площадью 1759, 6 кв.м с кадастровым номером ****:3181, расположенного по адресу: ****, строение 3, в размере 74 644 916 руб.
В обосновании требований административный истец указал, что является собственником указанных нежилых зданий и считает, что их кадастровая стоимость, значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика налога на имущество. В этой связи истец считает возможным воспользоваться своим правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представляет отчет об оценке N030912-Р-18, подготовленный ООО "СВ-оценка".
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца заявленные требования уточнены на основании выводов судебной оценочной экспертизы, а также заявлено об отказе от исковых требований в части объектов недвижимости с кадастровыми номерами ****:1025; ****:1060; ****:3003. В указанной части производство по делу прекращено.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником вышеперечисленных нежилых зданий.
Кадастровая стоимость указанных зданий по состонию на 01.01.2016 утверждена постановлением Правительства Москвы постановлением Правительства Москвы N790-ПП от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 29 ноября 2018 года. Решением Комиссии от 11 декабря 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценкеN030912-Р-18, подготовленный ООО "СВ-оценка".
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета требованиям действующего законодательства.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза производство которой поручено ООО "Топ-Консалт".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Рыночная стоимость нежилых зданий определена:
общей площадью 672, 60 кв.м с кадастровым номером ****:1017, расположенного по адресу: ****, в размере 27 694 067 руб. 80 коп.;
общей площадью 211, 20 кв.м с кадастровым номером ****:1020, расположенного по адресу: ****, строение 14в размере 10 986 440 руб. 68 коп.;
общей площадью 445, 40 кв.м с кадастровым номер ****:1023, расположенного по адресу: ****, строение 19, в размере 20 947 457 руб. 63 коп.;
общей площадью 134, 30 кв.м с кадастровым номером ****:1024, расположенного по адресу: ****, строение 20, в размере 6 830 508 руб. 47 коп.;
общей площадью 889, 80 кв.м с кадастровым номером ****:1027, расположенного по адресу: ****, корпус Ж, строение 22, в размере 40 538 135 руб. 59 коп.;
общей площадью 414 кв.м с кадастровым номером ****:1061, расположенного по адресу: ****, корпус Э, в размере 36 553 389 руб. 83 коп.;
общей площадью 1126, 10 кв.м с кадастровым номером ****:1069, расположенного по адресу: ****, строение 17, в размере 82 066 101 руб. 69 коп.;
общей площадью 1759, 6 кв.м с кадастровым номером ****:3181, расположенного по адресу: ****, строение 3, в размере 122 233 050 руб. 85 коп.
Истец, согласившись с выводами эксперта, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость нежилыхзданий в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.