Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Михайлова Р.Б., рассмотрев материал NМа-2822/2019 по административному исковому заявлению * Сирануш Саядовны к ИФНС России N15 по Москве об оспаривании бездействия и решения налогового органа об отказе возвратить излишне уплаченный налог
по частной жалобе административного истца * С.С. на определение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года об оставлении административного искового заявления без движения, УСТАНОВИЛА:
* С.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве, в котором просила признать незаконным бездействие налогового органа, а также решение об отказе в возврате излишне уплаченного налога, устранить допущенное нарушение ее прав, произвести перерасчет по имущественным налогам.
Определением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года административное исковое заявление * С.С. оставлено без движения; административному истцу предложено в срок до 10 января 2020 года устранить отмеченные недостатки формы и содержания заявления.
В частной жалобе * С.С. просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
Исследовав представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив определение, не нахожу предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья районного суда правильно руководствовался частью 1 статьи 130 КАС РФ и обоснованно исходил из того, что административным истцом подано административное исковое заявление, форма и содержание, которого не отвечают ст.ст. 125-126, 220 КАС РФ, поскольку заявителем не указано о подаче административного иска, не приведены необходимые сведения о себе и административном ответчике, не конкретизированы требования, не приложены сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрении при условии, что такая жалоба подавалась; заявленные * С.С. требования к административному ответчику четко не сформулированы, адресованы не указанной в качестве административного ответчика ИФНС России N15 по Москве, а "Управлению".
Выводы судьи суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, содержанию административного искового заявления (л.д. 5-10об) и нормам закона, регулирующего рассматриваемые отношения (статьи 125, 126, 130, 220 КАС РФ).
Так, согласно части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должно быть указано наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
В соответствии со статьей 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Из представленного материала следует, что административный иск * С.С. указанным нормативным положениям не соответствует, в связи с чем правомерно оставлен без движения; заявителю предоставлен разумный срок для устранения недостатков.
Изложенное свидетельствует о законности и обоснованности определения.
Доводы частной жалобы не могут быть приняты во внимание и явиться основанием для отмены судебного акта; в них заявитель неправильно понимает суть спорных правоотношений, участником которых является налоговый орган, в основе которых отсутствует принцип равноправия сторон.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
С учетом изложенного, вопреки аргументам административного истца, требования * С.С. об оспаривании действий и решений налогового органа в порядке гражданского судопроизводства рассмотрению и разрешению не подлежат.
Ссылки в частной жалобе на судебную практику также не могут быть приняты во внимание, поскольку изложенная в этих судебных актах правовая позиция учитывает обстоятельства и требования, присущие конкретному делу; в рассматриваемом случае судья правильно применил процессуальный закон и определилвид применимого судопроизводства, сделал обоснованный вывод об оставлении административного искового заявления без движения.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене определения в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу административного истца * С.С. - без удовлетворения.
Судья Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.