Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Д.В. Шаповалова, судей Н.С. Кирпиковой, В.В. Ставича, при секретаре Ю.Е. Щербаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе административного истца А.В. Наумова на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2019 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление А.В. Наумова к Управе района *** г. Москвы о признании незаконным протокола общественного обсуждения, а общественные слушания несостоявшимися, УСТАНОВИЛА:
А.В. Наумов обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что общественные обсуждения по вопросу подключения к системам теплоснабжения объекта капитального строительства - многофункциональный гаражный комплекс по адресу: ***, состоявшиеся 15 января 2019 года, были проведены Управой района *** г. Москвы с нарушением порядка проведения таких обсуждений, установленного действующим законодательством, что привело к нарушению права административного истца на участие в градостроительной деятельности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит А.В. Наумов по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии А.В. Наумов и его представитель В.В. Карелин доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Управы района *** г. Москвы Е.Н. Бучманова по доверенности просила решение суда оставить без изменения.
Представители заинтересованного лица ООО "ТБН Технопроект" - Ф.А. Вячеславов, Ю.Ю. Грибкова по доверенности возражали против доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица ООО Лада Трэк по доверенности К.Е. Рыбалко присоединился к доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").
Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (пункт 3 статьи 24 Закона).
Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 Закона).
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Закона).
Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2 статьи 28 Закона).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).
Согласно п. 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N372 участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В соответствии с п. 4.9 указанного Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
При этом согласно п. 4.3 указанного Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера.
При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что 15 января 2019 года состоялось общественное обсуждение по вопросу подключения к системам теплоснабжения объекта капитального строительства - многофункциональный гаражный комплекс по адресу: ***, что подтверждается протоколом и книгой регистрации участников общественных обсуждений.
Информационное сообщение о месте и времени проведении общественных обсуждений опубликовано в районной газете "***" 13 декабря 2018 года N50 (537).
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка оповещения жителей района о проведении общественных обсуждений.
Административный истец о проведении общественных слушаний был извещен и принял в них непосредственное участие.
Протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан организаторами. В нем документально, где отражены все высказанные участниками общественных слушаний мнения и принято решение довести до заказчика и разработчика проекта все замечания и предложения участников общественного обсуждения.
Судебная коллегия также учитывает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции не оставил без внимания видеозапись общественных слушаний, предоставленную А.В. Наумовым, в решении суда этому доказательству дана объективная оценка, в том смысле, что протокол общественных слушаний не является средством стенографирования всех выступлений, а лишь фиксирует основные вопросы обсуждений и предмет разногласий.
Доводы о нарушении судьей тайны совещания судей не нашли своего подтверждения и опровергаются результатами служебной проверки, которая проведена председателем Кунцевского районного суда г. Москвы и результаты которой приобщены к материалам настоящего дела.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2020 г. по делу N 33а-981/2020
Судья: И.Г. Шерова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Д.В. Шаповалова, судей Н.С. Кирпиковой, В.В. Ставича, при секретаре Ю.Е. Щербаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе административного истца А.В. Наумова на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2019 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление А.В. Наумова к Управе района Крылатское г. Москвы о признании незаконным протокола общественного обсуждения, а общественные слушания несостоявшимися, Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.