Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей Н.С. Кирпиковой, В.В. Ставича, при секретаре Н.Е. Салиховой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Ю.Ю. Киташина на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Ю.Ю. Киташина к Департаменту образования города Москвы о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛА:
Ю.Ю. Киташин, в интересах своей несовершеннолетнего ребенка А.Ю. Киташина, 2015 года рождения, обратился в суд с административным иском к Департаменту образования города Москвы, указывая на неправомерность отказа в рассмотрении его обращений от 18 и 26 июля 2019 года, которые касались определения принимающей организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в связи с переводом ребенка из другого дошкольного образовательного учреждения Московской области.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ю.Ю. Киташина ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
В заседании судебной коллегии Ю.Ю. Киташин доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Департамента образования города Москвы по доверенности В.В. Ряскин просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности определен Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. N1527 (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в случае перевода обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) родители (законные представители) обучающегося:
осуществляют выбор принимающей организации;
обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест соответствующей возрастной категории обучающегося и необходимой направленности группы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;
обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.
Министерством образования и науки России разработаны "Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", которые отражены в письме от 8 августа 2013 г. N08-1063 (далее - Рекомендации). Реализуя положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" они призваны создать условия для обеспечения доступности дошкольного образования.
Пункт 12 Рекомендаций гласит, что в случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года.
Из материалов дела усматривается, что указанные Рекомендации административным ответчиком не соблюдены, а право Ю.Ю. Киташина на предоставление информации о возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм нарушено.
Так, никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с которыми Ю.Ю. Киташин неоднократно подавал заявление о зачислении своей ребенка в дошкольное образовательное учреждение в г. Москве в порядке перевода из Московской области.
Указанное заявление было зарегистрировано и приняты во внимание указанные родителем приоритетные образовательные учреждения, однако, свободные места в них и других дошкольных образовательных учреждениях города Москвы отсутствовали, о чем Ю.Ю. Киташин был уведомлен.
18 и 26 июля 2019 года Ю.Ю. Киташин обращался в Департамент образования г. Москвы и просил рассмотреть вопрос об обеспечении ребенка возможностью получения дошкольного образования в порядке перевода из другого дошкольного образовательного учреждения Московской области.
Из содержания ответа данных ему ответов следует, что комплектование негосударственных образовательных организаций осуществляет в соответствии с электронной очередью.
Однако такой вывод должностного лица противоречит вышеприведенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Деятельность Департамента образования города Москвы относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
В данном случае судебной коллегией установлено, что обращения Ю.Ю. Киташина по существу Департаментом не было рассмотрено и поэтому приходит к выводу об отмене решения суда и признании незаконным бездействия административного ответчика.
Руководствуясь ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года отменить, постановить по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска.
Признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в не уведомлении законного представителя несовершеннолетнего А.Ю. Киташина - Ю.Ю. Киташина о возможности получения дошкольного образования в одной из вариативных форм.
Обязать Департамент образования города Москвы рассмотреть обращение Ю.Ю. Киташина по вопросу получения его несовершеннолетним ребенком А.Ю. Киташиным дошкольного образования в одной из вариативных форм в негосударственном образовательном учреждении, до предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Москвы. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2020 г. по делу N33а-1122/2020
Судья: Ю.С. Данильчик
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей Н.С. Кирпиковой, В.В. Ставича, при секретаре Н.Е. Салиховой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Ю.Ю. Киташина на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Ю.Ю. Киташина к Департаменту образования города Москвы о признании незаконным бездействия, Руководствуясь ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года отменить, постановить по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска.
Признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в не уведомлении законного представителя несовершеннолетнего А.Ю. Киташина - Ю.Ю. Киташина о возможности получения дошкольного образования в одной из вариативных форм.
Обязать Департамент образования города Москвы рассмотреть обращение Ю.Ю. Киташина по вопросу получения его несовершеннолетним ребенком А.Ю. Киташиным дошкольного образования в одной из вариативных форм в негосударственном образовательном учреждении, до предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Москвы. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.